На днях в Сент-Луисе закончился грандиозный слёт элитных шахматистов, проводимый миллионером Рексом Синкфилдом и в этом году вызвавший невероятное внимание прессы во всем мире. В классическом турнире главным событием оказалась даже не борьба российского претендента Яна Непомнящего с главным вундеркиндом современности Алирезой Фируджей, а демарш чемпиона мира Магнуса Карлсена, покинувшего турнир и завуалированно обвинившего молодого американца Ханса Ниманна в нечестной игре.
Насыщенную программу фестиваля венчал турнир по шахматам Фишера, в котором Карлсен не играл, но участвовали чемпион мира по этой дисциплине американец филиппинского происхождения Уэсли Со, Непомнящий, Фируджа, и многие другие звездные игроки из мировой десятки. Вышел на старт и самый знаменитый шахматный ветеран, ныне живущий в США наш бывший соотечественник 13-й чемпион мира Гарри Каспаров.
Каспаров некогда называл шахматы Фишера игрой двоечников (там, мол, не надо ничего учить), а сейчас сам сражается в них с огромным удовольствием – расстановка с переставленными по первому ряду фигурами нивелирует огромный запас знаний, который есть у современной элиты.
В разные годы Каспаров выступал в этих «фишеровских» турнирах и матчах абсолютно по-разному. Иногда ветерана громили, а в некоторые годы Гарри Кимович выступал так, что казалось – ещё чуть-чуть и…
Но в этот раз Каспаров потерпел самое сокрушительное поражение за свою карьеру. Он местами смотрелся очень неплохо, демонстрировал чёткое понимание игры и действовал с большим напором, но всё заканчивалось одинаково – цейтнот и страшные зевки. В итоге Гарри Тринадцатый проиграл целых восемь партий подряд и в девятой сыграл вничью с Петром Свидлером – многократным чемпионом России, который сейчас тоже выступает крайне редко, будучи одним из самых востребованных комментаторов.
Каспарову сейчас 59 – это очень много по современным меркам, учитывая, что экс-чемпион мира завершил карьеру в далёком уже 2005-м, а в дальнейшем иногда выступал только в показательных соревнованиях да ностальгических матчах с Анатолием Карповым. Однако вот Синкфилду удаётся как-то уговаривать его каждый год играть на турнирах в Сент-Луисе.