Тема ксенона то затихает, то вновь становится актуальной для водителей, которые имеют ксеноновые лампы в фарах своего авто.
Возникает вопрос. Почему нет определенности по данной проблеме? Почему ГИБДД периодически объявляет то информационную "войну", то проводит "акции на дорогах", составляя на водителей, у которых в фарах автомобиля установлены ксеноновые лампы, не предусмотренные контрукцией ТС, протоколы и отправляя их в суд, который периодически даже лишает за это прав, а правозащитники, практически единодушно, утверждают — лишить прав за "ксенон" по закону нельзя?
Для тех кому не интересны подробности, скажу нашу позицию сразу.
Лишить прав за ксенон нельзя! Т.к. по закону за установку ксеноновых ламп там, где это не предусмотрено, возможно только наказание в виде штрафа в размере 100руб. Но это по закону. На практике есть случаи, когда за ксенон водителей лишали прав.
Чтобы ответить подробно и обстоятельно, разделим статью на 3 части.
Часть 1. По закону
В КоАП РФ в ч. 3 ст. 12.5 предусмотрена ответственность за управление ТС, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней И режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску ТС к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Наказание — лишение права управления ТС на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией указанных приборов и приспособлений.
Сопоставляя КоАП и требования основных положений, получается, что лишиться прав можно при условии, если на автомобиле цвет огней И режим работы не отвечают требованиям конструкции ТС. Союз И, означает, что и цвет огней и режим работы должны быть иными. Т.е. по букве закона должны иметь место оба нарушения.
Но предположим, что действительно достаточно нарушения чего-то одного (в наших судах честно говоря и не с такими упрощениями приходится сталкиваться). Если с цветом огней почти все понятно, то вот что такое режим работы? Определения, что такое режим работы внешних световых приборов нет. Предположу, что режимом работы можно считать: ближний-дальний, прерывный — непрерывный.
И так. Определения режима работы нет! А для того, чтобы привлечь водителя к ответственности ГИБДД необходимо доказать, что имеется нарушение режима работы световых приборов. А как можно доказать, если даже такое понятие не определено? По закону это сделать крайне сложно. Но это по закону. В связи с тем, что у нас в стране ГИБДД освобождено негласно от бремени доказывания вины водителя, то и доказывать ничего не надо. Достаточно написать в протоколе: "Установлен ксенон, значит нарушен режим работы". И все. Никаких других доказательств суд с ГИБДД не потребует. В лучшем случае инспектор укажет маркировку на фаре и маркировку лампы. Кстати, наиболее "подкрепленные" водители просто шлифуют маркировку на корпусе фары для того, чтобы не было возможности прочитать указанную там маркировку.
Аналогичная ситуация и с доказательствами того, что у водителя цвет огней фар не соответствует требованиям ТС, т.е. не белый, а скажем голубой. Как это доказать? На практике все также — протоколом об АП. Этого у нас в стране достаточно. Хотя доказательством здесь должно быть только показание технического средства.
Итог — лишить прав за ксенон нельзя! Но установка ксеноновых ламп там, где это не предусмотрено, влечет правонарушение по части 1 все той же ст. 12.5 КоАП РФ, т.е. за внесение изменений в конструкцию ТС. только там штраф — 100руб.,
Часть 2. Позиция ГИБДД.
20.02.2010г. на официальном сайте ГИБДД
www.gibdd.ru появилось письмо следующего содержания
Об использовании "ксеноновых" фар
В связи с многочисленными обращениями граждан, поступающими по вопросам использования на транспортных средствах фар с газоразрядными источниками света ("ксеноновыми лампами"), Департамент ОБДД МВД России разъясняет следующее.
В настоящее время на автотранспортные средства устанавливаются фары следующих официально утвержденных типов:
• С – ближнего, R – дальнего, СR – двухрежимного (ближнего и дальнего) света с лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
• HС – ближнего, HR – дальнего, HСR – двухрежимного света с галогенными лампами накаливания (Правила ЕЭК ООН № 112, ГОСТ Р 41.112-2005);
• DС – ближнего, DR – дальнего, DСR – двухрежимного света с газоразрядными источниками света (Правила ЕЭК ООН № 98, ГОСТ Р 41.98-99).
Сответствующая маркировка, обозначающая тип фары (внешнего светового прибора), а также знак официального утверждения (состоит из круга, в котором проставлена буква "Е", за которой следует номер страны, предоставившей официальное утверждение, и номера официального утверждения) наносится на рассеивателе фары и на корпусе фары, если рассеиватель может быть от него отделен.
Обозначение категории галогенных ламп накаливания, приведенное на их цоколе или колбе, начинается с буквы "Н".
Газоразрядные источники света, маркировка категории которых, указанная на цоколе, начинается с буквы "D", в соответствии с требованиями Правил ЕЭК ООН № 99 и ГОСТ Р 41.99-99 "Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения газоразрядных источников света для использования в официально утвержденных газоразрядных оптических элементах механических транспортных средств" предназначены для использования только в фарах типов DC, DR, DCR.
В соответствии с разъяснениями ФГУП "Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования" (НИИАЭ) использование во внешних световых приборах источников света, не соответствующих типу данного светового прибора, нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения вследствие целого ряда физических (габариты искрового разряда, длина волны, угол рассеяния отраженного излучения) и технических (класс отражающей поверхности рефлектора, наличие на транспортном средстве автоматического корректора светового пучка и омывателя фары) факторов.
Таким образом, применение в фарах, предназначенных для использования с лампами накаливания, в том числе галогенными, газоразрядных источников света следует квалифицировать как несоответствие режима работы внешних световых приборов (совокупность технических характеристик фар, соответствующих тому или иному светораспределению, обеспечивающему безопасность дорожного движения в зависимости от дорожной ситуации и метеоусловий) требованиям конструкции транспортного средства.
Исходя из этого, управление транспортным средством с фарами, предназначенными для использования с лампами накаливания, в которых установлены газоразрядные источники света, должно квалифицироваться сотрудниками Госавтоинспекции как административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ (режим работы световых приборов не соответствует требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения). Эксплуатация транспортных средств запрещается в порядке, предусмотренном частями 2, 21, 4 статьи 27.13 КоАП РФ (со снятием государственных регистрационных знаков).
При выявлении фактов установки световых приборов, режим работы которых не соответствует требованиям Основных положений, возбуждается дело об административном правонарушении по части 1 статьи 12.4 КоАП РФ.
Учитывая невозможность изъятия в ряде случаев приборов (источников света), явившихся орудием административного правонарушения (темное время суток, участки дорог вне населенных пунктов), в порядке, предусмотренном статьей 27.14 КоАП РФ, должны предприниматься меры по аресту указанных вещей.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 12.5 КоАП РФ, отнесено к компетенции судов. Ответственность за данное правонарушение предусмотрена в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от шести месяцев до одного года с конфискацией соответствующих световых приборов.
Приложение:
Письмо ФГУП "Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования" (НИИАЭ)
www.gibdd.ru/uploads/2010…220_ksenon_1275215822.pdf
Часть 3. Позиция судов
Как отмечалось выше, существуют различные позиции судов. От тех, которые как мы считаем, основаны на законе, до тех, которые считают лишение прав за ксенон законным. В первом случае происходит переквалификация на ч. 1 ст. 12.5, т.е. за управление ТС, на котором имеются изменения конструкции ТС. Во втором случае происходит то, что выложено на нашем сайте — одно из решений Верховного суда, которое .
Но, к сожалению, есть иная позиция — позиция некоторых судов, в том числе и Верховного Суда РФ, который уже рассматривал аналогичное дело. Так вот, в соответствии с позицией зам. председателя Верховного суда РФ лишиться прав можно даже, если у вас не соответствует требованиям только что-то одно: режим работы световых приборов или только цвет огней. Т.е. обязательного условия наличия несоответствия и цвета огней и режима работы по мнению ряда судов нет.
Вот одно из таких решений Верховного суда
Кстати, данных решений вы не увидите в открытом доступе в таких базах, как Гарант или Консултант. Может быть стыдно за такие вот решения то?
А стыдно должно быть за то, что у нас часто законность подменяется целесообразностью или чем-либо иным. И за то, что у нас положения статьи 1.5 КоАП РФ, которая гласит, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу этого лица, как правило, для водителей так и остаются пустыми словами в законе, т.к. на практике у суда нет оснований не доверять сотруднику ГИБДД.