Владельцев автомобилей всегда волнует проблема правильного выбора моторного масла. Многочисленная рекламная информация о той или иной марке смазочных материалов практически копирует друг друга, публикуется в различных вариациях, отличаясь лишь в деталях.
Что же предлагается клиенту?
Во-первых, делается упор на известность и репутацию продавца. Если же это новая торговая марка, то начинается массированное упоминание о ней во всех рекламных изданиях с целью продвижения на рынке смазочных.
Во-вторых, львиную долю информации о продукте сопровождают соответствия определенным стандартам и одобрениям производителей двигателей.
В-третьих, все преимущества конкретного продукта сводятся к «набившему оскомину» перечню качеств, которые преподносятся в следующей последовательности: высокая чистота двигателя, низкий износ, защита от коррозии и ржавления, отличные температурные характеристики и т.д.
Если проанализировать добрую сотню рекламных материалов различных производителей, то буквально в каждом из них можно встретить представленную схему описания продукта и практически не увидеть никаких отличий. Поэтому можно сделать для себя ошибочный вывод о том, что все масла имеют одинаковые характеристики, а при выборе поставщика необходимо руководствоваться известными правилами - это известность и популярность, наличие официально представителя и т.д.
Многие бренды отвечают этим требованиям и успешно процветают на рынке смазочных материалов.
Однако возникает вопрос, почему тогда при таком, казалось бы, полном соблюдении критериев выбора, очень часто можно встретить недовольного покупателя.
Причин много, и мы считаем, что имеются субъективные и объективные факторы.
Первые связаны с высокими, технически не оправданными ожиданиями клиента, который возникшую проблему эксплуатации пытается решить путем смены торговой марки смазочного материала. Так, например, наибольшее количество нареканий покупателей связано с высоким расходом масла на угар. Для многих расход масла является главным критерием качества смазочного материала, они проводят долгие и безуспешные поиски определенной торговой марки, которые могут его снизить. Такие покупатели редко останавливаются в своих поисках, что часто является источником конфликта с торговым представителем и распространением необъективных слухов.
Здесь важно понять, что расход масла на угар лишь незначительно связан с качеством моторного масла, и является следствием эксплуатации мотора действительно на не качественном продукте или с конструктивными особенностями мотора. Если производителем заложен высокий расход масла или мотор изношен, то применение, каких-либо масел не позволит его существенно снизить. Необходимо сделать одну важную оговорку, а именно - для двигателей с малым расходом на угар, где на передний план выступают не герметичность цилиндропоршневой группы, а термические, вязкостные и химические свойства масла, применение качественного смазочного материала может дать существенную экономию.
К субъективным причинам можно отнести и неправильную интерпретацию технических показателей масла, к которым привязывается расход топлива, шумность работы двигателя, давление в системе смазки. Отличие указанных внешних признаков работы двигателя находится в пределах максимум 10%, и органами восприятия человека не дифференцируются.
В связи с выше сказанным может сложиться мнение, что все смазочные материалы обладают одинаковым качеством и не стоит морочить себе голову при их выборе. Однако это не так, потому что недовольство покупателя зачастую вызвано и объективными факторами
Действительно, на рынке представлено огромное количество торговых марок, в том числе и очень известных, и хорошо раскрученных, но которые характеризуются неудовлетворительным качеством. Из-за того, что оценка качества моторного масла потребителем не может быть произведена сразу и адекватно, то негативный результат появляется только после нескольких сотен тысяч километров, и зачастую у нового владельца транспортного средства с отсутствием причинно следственной связи. В результате, практически не встретишь юридически удовлетворенных претензий к продавцам масел с одной стороны, и единого мнения о качестве продукции даже у высококвалифицированных специалистов сервиса с другой.
Возникает вопрос, что же делать владельцу автомобиля, для того, чтобы не ошибиться в выборе.
Позволим себе дать несколько советов.
Для начала, попробуйте устоять от давления известности и авторитетности торговой марки и наличия ее массированной рекламы в масмедия. На резонный вопрос представителю известного бренда о том, почему же их масло лучшее, вам скажут – что это масло фирмы ”Х” и этим все сказано. В 90% случаев приходится довольствоваться именно такими ответами, и что очень печально, многих потребителей они удовлетворяют.
Попробуйте устоять так же от информации о том, что данный продукт производится в развитой европейской стране, естественно владеющей высокими технологиями. Поинтересуйтесь, на каком из европейских заводов производится переработка нефти либо синтез ПАО, где высокие требование экологов практически вытеснили такие производства в третьи страны.
Разделите для себя понятия места производства и места регистрации предприятия поставщика масла или координации производства и маркетинга.
Далее необходимо узнать реальное соответствие качества масла указанному в заявленных стандартах АПИ АСЕА и спецификаций производителей.
Сделать это можно очень просто, открыв официальный сайт АПИ на странице перечня сертифицированных компаний и торговых названий масел. Можно сделать запрос об интересующем продукте, написав письмо в службу поддержки АПИ.
В ошеломляющем количестве случаев вы, к сожалению, не встретите никаких подтверждений даже для очень известных компаний.
И, наконец, простейший, беглый анализ параметров масла представленных в описаниях поможет дать объективную оценку базового масла, т.е. основы готового продукта, от которого в первую очередь зависят показатели эксплуатации. Такой анализ доступен даже не специалисту и позволяет в достаточной мере сделать оценку качества продукции. Ваши исследования будут достаточно объективны так как, во-первых, в описаниях представляется информация, которая проверятся нашими аккредитованными лабораториями во время сертификации и не может быть не корректной, а во-вторых, физико-химические параметры, в достаточной мере указывают на качество моторного масла, а также на уровень технологии, по которым оно было произведено.
В первую очередь это температура замерзания масла.
Она не является эксплуатационным параметром, но указывает на примененную при произвордстве технологию деперафинизации масла и наличия в нем вредных полициклических соединений. Для хороших минеральных масел наиболее популярного класса SAE 15W-40 этот показатель должен находится на уровне ниже 35С. И чем ниже эта температура, тем выше уровень качества базового масла. Надо отметить, что наилучший показатель из выпускаемых минеральных масел достигает минус 45С. Такие масла, строго говоря, не являются минеральными, так как при их производстве используются процессы гидрокрекинга, которые схожи с синтетическими технологиями и, которые не вписываются в принятую классификацию масел по сырью производства.
Гидрокрекинг является одним из самых перспективных методов улучшения свойств масла. При гидрокрекинге протекает ряд химических реакций, в результате которых удаляются соединения серы, азота, происходит расщепление полициклических соединений, расщепление нафтеновых колец, разрушение парафиновых цепей и изомеризация молекул. Эти процессы обеспечивают нормализацию молекулярной структуры масла, увеличивают стойкость к окислению, механическим и химическим воздействиям. Масла гидрокрекинга защищают от износа, иногда даже лучше, чем синтетические масла.
Здесь важно не попасть в аккуратно растравленные сети маркетологов. Для более успешной продажи гидрокрекинговых масел с температурой замерзания –35 – 45С их называют полусинтетическими или синтетическими продуктами. Надо понимать, что полусинтетика с такими температурными показателями изготовлена, или из не качественных минеральных и синтетических компонентов, или это продукт, полученный путем гидрокрекинга, должен называться минеральным. У хороших полусинтетик температура замерзания для класса SAE 10W-40 должна достигать минус 50С .
От температуры замерзания зависит и вязкость при пусковых температурах. Если в показателях на масло они не указаны, значит, они попросту не соответствуют указанному классу. Очевидно, что чем меньше вязкость при низких температурах, тем надежнее будет пуск двигателя и оптимальнее молекулярный состав базового масла.
Важным параметром является индекс вязкости, от которого зависит стабильность вязкости в широком диапазоне температур, в том числе и при его перегреве в зоне поршневых колец. Чем он выше, тем лучше и у хороших масел SAE 15W-40 он всегда выше 140. Полимерная вязкостная присадка не может поднять индекс вязкости до бесконечности, поэтому у хорошего моторного масла при высоком индексе вязкости также высокая вязкость при 100С. Если для указанного класса допускается диапазон вязкостей при 100С от 12.4 до 16.3 сСт, то у наилучших масел с хорошими низкотемпературными свойствами он превышает 15 сСт.
В параметрах на масла представлена также температура вспышки. Очевидно, что высокое ее значение свидетельствует об отсутствии в базовом масле маловязких легко кипящих масляных фракций сильно загущенных полимерными присадками. Смесь маловязких масел и вязкостной присадки вредна, так как присадка в процессе работы срабатывается, снижая высокотемпературную вязкость и как следствие давление в системе смазки. При этом маловязкая основа быстро испаряется и выгорает, ведя к высокому расходу масла и ухудшению низкотемпературных свойств. У хороших масел температура вспышки должна быть выше 225С.
Важен уровень щелочности масел, который для современных бензиновых масел составляет 6-9 mg/g KOH и для дизельных высших классов 9-11 mg/g KOH. Исключение составляют только масла категории АСЕА Е4, где щелочное число должно быть выше 15 mg/g KOH.
При покупке масла следует обратить внимание так же на его цвет. Темный цвет свидетельствует о низкой степени очистки базового масла от смолистых веществ, которые коксуются, дают нагары и быстро окисляют масло. Также темный цвет может свидетельствовать о том, что масло изготовленно из регенерированного отработанного масла. Такая технология достаточно широко распостранена в Европе.
Понятно, что физико-химические параметры не могут дать исчерпывающую информацию об особенностях работы масла в реальных условиях. Но тот факт, что приведенные выше характеристики нормируются при сертификации масел институтом API, а также, что при международной сертификации масел обязательна сертификация базового масла, могут в достаточной мере помочь покупателю в выборе продукта.