Поклонимся великим тем годам
Более шести десятилетий отделяют нас от жарких боев на донецкой земле. Давно восстановлен Донбасс. Там, где шли сражения, сейчас раскинулись колхозные нивы, цветут сады, в зелени скверов и парков утопают села и города, а тихие воды Миуса плавно текут в Азовское море.
Но многие помнят другой Миус – Миус грозного лета сорок третьего года. Дотла сожженные села, сплошь изрытая траншеями земля, сотни дотов и дзотов, повсюду минные непроходимые поля. Не было ни одного метра на шахтерской земле-матушке, где не рвались бы снаряды или мины.
Высота 277,9 – так значилась Саур-Могила на оперативных картах и в боевых донесениях. Осенние ветры несли над ее вершиной раскаты приближающегося фронта. Обороне Саур-Могилы гитлеровцы придавали исключительное значение. Эта гора, возвышающаяся над уровнем моря более чем на 270 м, господствует над всей окружающейся местностью. Подступы к этому историческому кургану просматривались на расстоянии до 30-40 км.
Саур-Могила была ключом немецкой обороны по реке Миус на фронте 5-й ударной армии, имеющей в своем составе девять стрелковых дивизий, истребительно-противотанковую артиллерийскую бригаду, танковую бригаду и части усиления. Вырвать этот ключ у фашистских захватчиков и сокрушить важнейший оплот немецкой обороны на реке Миус – задача, которую командарм поставил перед 96-й гвардейской стрелковой дивизией
Ночь на 18 августа была тихая, безветренная. Ждали своего часа 1500 орудий и минометов, самолеты 7-го авиационного корпуса. Их цели были определены заранее. Разведчики побывали на той стороне и доставили нужные сведения.
В 6 часов утра началась артиллерийская подготовка, которая длилась целый час. Не успел прекратиться шквал артиллерийского огня, как над передним краем противника понеслись наши «илы». Еще длилась бомбежка, а уже двинулись танки. Поднялась пехота.
В первый день штурма фронт был прорван на глубину 8-9 километров. 19 августа наши войска вплотную приблизились ко второй полосе обороны противника. Прорыв достиг 24 километров в глубину и до 16 километров по фронту. Шаг за шагом наши воины продвигались вперед.
В решительное наступление части дивизии перешли рано утром 27 августа 1943 года. Несколько суток шли ожесточенные бои за высоту, и все эти дни чистяковцы прислушивались к орудийному гулу, доносившемуся до города с берегов реки, а затем с Саур-Могилы.
В ночь с 29 на 30 августа стрельба стала понемногу стихать. Чувствовалось, что гитлеровцы выдыхаются, а наши войска усиленно готовились к штурму.
Высота по нескольку раз в сутки переходила из рук в руки. Ночью 31 августа гитлеровцы, оставляя раненых, стали панически отходить. Саур-Могила взята. Она стояла черная, страшная. Вся зелень на ней сгорела. Тысячи мин и снарядов взрыли ее склоны. В утренней дымке на рассвете 1 сентября на вершине высоты развевался красный флаг.
5-я ударная армия с боями пошла дальше. Принимала участие в освобождении Снежного, Чистяково, Зугрэса, Харцызска.
Солнечным утромм 2 сентября после боя у шахты имени Киселева 549-й полк первым вошел на окраины города. На отдельных улицах еще гремели выстрелы, а исстрадавшиеся в неволе жители со слезами радости на худых лицах обнимали долгожданных воинов, рассказывали о зверствах фашистов в жуткие дни оккупации.
Батальон капитана А. Попова продвигался через территорию шахт имени Лутугина и 21 с задачей перерезать дорогу, соединяющую город с шахтой «Красная звезда». Соседние 547-й и 555-й стрелковые полки отрезали немцам пути отхода с северной и южной окраин города.
Шахтерский город Чистяково вновь стал свободным.
В сентябре 1943 года сводка Совинформбюро началась с передачи приказа Верховного главнокомандующего о новой победе советских войск в Донбассе:
«Войска Южного и Юго-Западного фронтов в результате умелого маневра и стремительного наступления добились большой победы в Донецком бассейне над немецкими захватчиками. Сломив сопротивление врага, наши войска в течение шести дней с боями овладели городами Дебальцево, Иловайское, Лисичанск, Енакиево, Горловка, Чистяково, Славянск, Артемовск, Краматорск, Константиновка, Макеевка, Красноармейск, Ясиноватая и областным центром Донбасса – городом Сталино».
Неисчислимые бедствия нанесли оккупанты городу. Школы, больницы, административные и другие здания были уничтожены или превращены в казармы. Шахты взорваны и затоплены водой. Молодежь насильно угнана в Германию. Тысячи граждан были замучены в тюрьмах и концлагерях. Фашистские варвары уничтожили более половины жилого фонда.
Много лет прошло после жарких боев на шахтерской земле, но дружба, скрепленная фронтовой жизнью, продолжается. В разные места, в разные республики разъехались после войны отважные воины 127-й стрелковой дивизии, освобождавшие наш город. Но где бы ни жили ветераны, они не забывают однополчан, переписываются между собой и почти ежегодно, в начале сентября, собираются в Торезе и на Саур-Могиле.