Начало созданию нового класса автоматического стрелкового оружия, известного в настоящее время
как автомат (штурмовая винтовка), положил выдающийся русский оружейник Владимир Григорьевич Федоров. Он является создателем первых русских автоматических винтовок и автоматов и основоположником отечественной школы прославленных конструкторов стрелкового оружия.
Боевые действия русско-японской войны 1904 — 1905 гг. выявили настоятельную необходимость увеличения плотности огня и скорострельности ручного огнестрельного оружия. В России к проектированию индивидуального автоматического оружия для пехоты приступили сразу же по окончании войны. В 1905 г. наряду с другими конструкторами-оружейниками такие работы начал и делопроизводитель Артиллерийского комитета Главного артиллерийского управления (ГАУ) капитан Владимир Григорьевич Федоров (1874—1965 гг). А уже 10 января следующего года Артком ГАУ рассмотрел его первоначальные чертежи самозарядной винтовки. Создавалось новое оружие вначале в оружейной мастерской Ораниенбаумской офицерской стрелковой школы, бывшей в то время одним из основных научно-учебных центров русской армии, а затем его разработка была перенесена на Сестрорецкий оружейный завод. Тогда же к ней привлекаются выдающийся теоретик оружейного дела, начальник полигона офицерской школы полковник Н.М. Филатов и слесарь оружейного завода, известнейший в будущем советский оружейный конструктор В.А. Дегтярев.
В результате длительных поисков Федорову удалось создать достаточно надежную и относительно простую автоматическую винтовку. В 1911-1912 гг. она прошла всесторонние испытания, положительно проявив свои боевые и служебно-эксплуатационные качества. Испытания подтвердили значительное превосходство автоматического оружия над магазинными винтовками: скорострельность возросла вдвое, меньшая отдача при стрельбе вела к меньшей утомляемости стрелка, простота устройства и обращения допускала использование винтовки малообученным личным составом. Особая комиссия по разработке автоматической винтовки признала, что винтовка Федорова при определенной доработке может стать надежным оружием пехотинца. Владимиру Григорьевичу за разработку 7,62-мм автоматической винтовки модели 1912 г. была присуждена первая Михайловская премия (золотая медаль), вручавшаяся один раз в пять лет за лучшие труды и достижения в области артиллерии и оружейного дела.
Несмотря на реальные успехи, достигнутые в создании принципиально нового вида стрелкового оружия, Федоров не считал полностью законченной работу по созданию автоматической винтовки, поскольку при ее проектировании конструктор столкнулся с трудностями, связанными с применением русского 7,62-мм винтовочного патрона. Поэтому конструктор начинает в инициативном порядке работать над комплексом “боеприпас-оружие”, включавшем в себя самозарядную винтовку и новый патрон. Доказав, что убойность пули не изменяется с уменьшением калибра, Федоров разработал совершенно новый 6,5-мм патрон, по праву считавшийся лучшим по тем временам.
В сентябре 1913 г. конструктор представил комиссии для испытаний два экземпляра модернизированной под 6,5-мм патрон самозарядной винтовки. В выводах комиссии Главного артиллерийского управления было зафиксировано: “...Работы В. Федорова по выработке нового патрона... произведенные по его личной инициативе, должны быть отмечены как чрезвычайно ценные для дела выработки нового образца винтовки”.
В связи с положительными результатами испытаний принимается решение об их продолжении. Казалось, еще немного, и русская армия одной из первых в мире
получит принципиально новое оружие пехоты. Однако долгожданного прорыва не произошло. С началом Первой мировой войны по распоряжению военного министра В.А. Сухомлинова все работы на Сестрорецком оружейном заводе, связанные с созданием новых видов автоматического стрелкового оружия, были прекращены, а деятельность конструкторов и изобретателей прервана.
В январе 1916 г. генерал-майор В. Федоров, несмотря на свою колоссальную загруженность по службе, вернулся к работам над своим оружием в опытных мастерских ружейного полигона офицерской стрелковой школы в Ораниенбауме. Основные механизмы и схема работы автоматики самозарядной винтовки были сохранены, но в ее ударно-спусковой механизм конструктор внес некоторые изменения, введя переводчик вида огня, что позволило вести теперь одиночный и непрерывный огонь из этого оружия. Федоров также разработал съемный коробчатый магазин увеличенной емкости с шахматным расположением на 25 (6,5-мм) патронов.
Новый тип индивидуального стрелкового оружия, не превышавший по массе штатную винтовку, но способный вести одиночный и непрерывный автоматический огонь, первоначально был назван ружьем-пулеметом. Впоследствии Н.Филатов дал ему более совершенное название — автомат.
Автоматика 6,5-мм ружья-пулемета системы Федорова работала по принципу использования отдачи при коротком ходе ствола. Запирание канала ствола осуществлялось качающимися боевыми упорами. Ударный механизм куркового типа. Прицельная дальность стрельбы — 2000 шагов (1424 м), начальная скорость пули 660 м/с. Для рукопашного боя к ружью-пулемету прилагался клинковый штык. Практическая скорострельность ружья-пулемета при ведении одиночного огня с заряжанием из обоймы на 5 патронов достигала 20—25 выстр./мин., непрерывного при том же заряжании — 35—40 выстр./мин., с магазином на 25 патронов при одиночной стрельбе — 50 выстр./мин., а при автоматической — до 100 выстрелов за тот же промежуток времени.
Войсковые испытания этого оружия начались летом 1916 г. Хотя и было отмечено, что механизм ружья-пулемета является достаточно сложным и чувствительным к загрязнению, склонным к отказам и многочисленным задержкам при стрельбе, значительно снижавшим его боевые свойства, все-таки в целом испытания прошли успешно.
Кроме опытов на полигоне, 6,5-мм ружья-пулеметы (автоматы) Федорова поступили также и для испытаний в 10-й армейский авиационный отряд, где они были испытаны стрельбой из самолетов и показали хорошие результаты. Начальник 10-го авиаотряда Горшков телеграфировал, что испытания дали отличные результаты и что летчики ходатайствуют о вооружении их автоматами Федорова. Однако наряду с положительными качествами ружья-пулемета выявились и его недостатки, в том числе и самый главный — низкая живучесть. При непрерывном огне ствол, начиная нагреваться уже через 300 выстрелов, вызывал затруднения при извлечении стреляных гильз, что вело к многочисленным задержкам при стрельбе. Поскольку во время ведения автоматического огня из ружья-пулемета (даже короткими очередями) происходил увод ствола вверх, то для более прочного удержания оружия при стрельбе с упора в конструкцию ложи была введена дополнительная рукоятка пистолетного типа. Автомат обслуживался расчетом из двух человек: автоматчика и подносчика боеприпасов, он же помощник-заместитель автоматчика. Появление достаточно непривычного по тем временам ружья-пулемета сопровождалось ожесточенной дискуссией о его месте в системе вооружения российской армии и методах его использования. Это оружие мыслилось только в качестве дополнительного средства к существующей системе стрелкового вооружения (однако впоследствии время опровергло эти взгляды). Автоматами Федорова планировалось в первую очередь вооружать специальные конно-охотничьи команды, мотоциклистов, экипажи бронеавтомобилей, расчеты полевой артиллерии и т.д. и только потом выдавать их отборным стрелкам в пехоте.
По результатам испытаний начальник ГАУ генерал А. Маниковский принял решение рассмотреть вопрос о заказе 6,5-мм ружей-пулеметов Федорова. 1 декабря 1916 г. особая рота, приданная 189-му пехотному Измаильскому полку в количестве 4 офицеров и 158 солдат, была отправлена в действующую армию, в состав 9-й армии Румынского фронта. Эта рота стала первым в русской армии подразделением пехоты, вооруженным легким автоматическим оружием, подобного которому не было тогда еще ни в одной армии мира.
Однако, несмотря на принципиальное одобрение нового оружия, власти не спешили наладить его массовое производство, хотя оружейный отдел ГАУ еще в марте 1916 г. признал целесообразным заказать одному из частных заводов 25 тыс. ружей-пулеметов. Масштабное производство автоматов Федорова удалось организовать только после Октябрьской революции. 2 января 1918 г. исполнительная комиссия при Народном комиссариате по военным делам приняла решение о налаживании изготовления нового оружия в г. Коврове. В июле 1919 г. в малом корпусе ковровского завода в производство была запущена первая пробная партия в 200 штук. Несмотря на значительные трудности, Федоров сумел организовать производство автоматов.
21 апреля 1921 г. Совет военной промышленности констатировал, что массовое производство автоматов Федорова налажено, ежемесячно ковровский завод выпускал к этому времени уже по 150 автоматов.
“Советские автоматы Федорова, — как впоследствии вспоминал В.А. Дегтярев, — были нашим первым серьезным вкладом в вооружение красных полков, сражавшихся на многочисленных фронтах гражданской войны”.
Автоматы поступили на вооружение частей Красной Армии, которые вели боевые действия на Кавказе и в Карелии. Так, автоматами Федорова, наряду с винтовками обр.1891 г. и шестью ручными пулеметами “Мадсен” и “Шоша”, был вооружен лыжный отряд командира пулеметной роты интернациональной военной школы Тойво Антикайнена, совершивший разведывательно-диверсионный рейд по тылам белофиннов зимой 1922 г. При подведении итогов этой операции одного из первых подразделений глубинной разведки Красной Армии был сделан вывод о том, что в будущем аналогичные подразделения необходимо снабжать “легкими пулеметами и автоматами с количеством патронов не менее чем на два боя".К этому же времени полученный боевой опыт использования автомата Федорова позволил обобщить и систематизировать формы и методы его применения. Автоматам придавалось не только большее значение, но и указывалось на возможность изменения тактики боевых действий в связи с их использованием в качестве основного оружия пехоты. Происходит пусть медленный, но верный поворот в осознании роли и места этого оружия в системе вооружения РККА.
После окончания гражданской войны В.Г. Федоров, изучив и проанализировав использование своего оружия во фронтовых условиях, усовершенствовал свой автомат. Последние по времени испытания автомата системы Федорова проводились в июле 1924 г. По их результатам комиссия постановила, что система “вполне приемлема для РККА”.
Последнюю страницу автоматы системы Федорова вписали в свою историю в 1940 г. Практически полное отсутствие в пехотных частях Красной Армии индивидуального автоматического оружия во время советско-финляндской войны 1939-1940 гг. заставило советское высшее командование пройтись по всем запасам оружия, хранившегося на складах и в арсеналах, и вновь вспомнить о давно забытых к тому времени автоматах. Уже в январе-феврале 1940 г. практически все оставшиеся пригодными автоматы Федорова поступили на Карельский фронт, причем их в основном выдавали для вооружения подразделений войсковой разведки, где они еще раз продемонстрировали свои лучшие качества.
Приоритет Владимира Григорьевича Федорова состоит в том, что он создал первый отечественный образец оружия этого класса под винтовочный патрон уменьшенной мощности. Идея Федорова о необходимости создания специального патрона уменьшенной мощности в последующем целиком себя оправдала. Владимир Григорьевич проявил себя талантливым, одаренным и высокообразованным оружейником, разработав конструкцию не только самого оружия, но и подобного патрона с улучшенной баллистикой, что, по сути, заложило основы для разработки оружия под “промежуточный” патрон. Он сумел не только предугадать основные тенденции эволюции стрелкового оружия, но и придать своими работами верное направление в развитии такого нового вида оружия, как автоматы (штурмовые винтовки). При их разработке и изготовлении был накоплен ценнейший опыт проектирования и производства автоматического оружия, использованный впоследствии при осуществлении идеи унификации стрелкового оружия. Базовая конструкция автомата Федорова послужила основой для разработки различных по своему назначению модификаций с единым принципом работы автоматики.
В.Г. Федоров и В.А. Дегтярев совместно с молодыми конструкторами Г.С. Шпагиным и Д.Д. Ивановым из проектно-конструкторского бюро Ковровского оружейного завода в 1920—1925 гг. создали целый комплекс автоматического стрелкового оружия, включающий в себя 13 различных образцов, причем не только для пехоты (самозарядный карабин, автоматическая винтовка, несколько вариантов ручных и станковых пулеметов), но и для ВВС (одинарные, спаренные и строенные авиапулеметы), а также для бронетанковых войск (спаренный танковый пулемет). Унификация значительно снизила затраты на разработку оружия, организацию его производства, позволила обеспечить взаимозаменяемость отдельных деталей и механизмов на различных образцах оружия одного и того же калибра, способствовала быстрому оснащению Красной Армии новыми образцами оружия, значительно сократив сроки изучения их материальной части личным составом в войсках, а также уменьшив затраты на техническое обслуживание и ремонт, упростила организацию технического обеспечения войск.