Ассаляму алейкум уа рахматуллахи уа баракятух!
В соответствии с законами Ислама, мусульманину запрещается приобретать собаку. Однако, если он у него есть необходимость в собаке для охоты, или охраны домашнего скота, или охраны земельных угодий, то в этих случаях ему разрешено приобретать и держать у себя собаку. Сообщается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет держать у себя собаку, за исключением собаки для охраны земельных угодий или домашнего скота, то у того будет забираться его добрые дела с размером с кырат (единица измерения веса)». (аль-Бухари, 2145). Также сообщается от Абдуллы ибн Умара (да будет доволен им Аллах), что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто будет держать у себя собаку, за исключением собаки для охраны домашнего скота или собаки для охоты, то у того будет забираться его добрые дела с размером с кырат». Сказал Абдулла, что Абу Хурейра добавил: «И за исключением собаки для охраны земельных угодий». (Муслим, 2943).
Известный учёный ибн Абдульбарр (да одарит его Аллах своей милостью) сказал: «В этих хадисах содержится указание на разрешение содержать у себя собаку для охоты, для охраны домашнего скота и для охраны полей».
Сообщается также от Али ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах), что Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ангелы не войдут в тот дом, где есть собака, и где есть изображения». (Ибн Маджа, 3640, шейх Альбани назвал хадис достоверным).
Что касается того, что собака грязное животное, то тут необходимо поподробнее разобраться, что именно грязного имеется в собаках.
- Во-первых, экскременты собаки являются нечистотой (наджас) в соответствии с мнением всех учёных. Имам ан-Навави (да одарит его Аллах своей милостью) привёл слова аль-Байхакый (да будет доволен им Аллах), который сказал: «Мусульмане единогласно сошлись на мнении, что моча собаки нечистота (наджас)». («аль-Маджму’», 2/524). А также является нечистотой остальные экскременты всех животных, мясо которых нельзя употреблять в пищу.
- Во-вторых, слюна собаки также является нечистотой (наджас) в соответствии с мнением большинства учёных (джумхур). Доказательств, указывающих на нечистоту слюны собаки, очень много. Так сообщается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если собака лакала из посуды одного из вас, то помойте её (посуду) семь раз, причём первый раз помойте с землёй». (Муслим, 279).
- В-третьих, тело собаки, её шерсть. Существует разногласие по поводу того, является ли тело и шерсть собаки нечистотой или нет. Предпочтительным и более достоверным мнением является то, что тело и шерсть собаки не наджас, т.е. является чистой. Этого мнения придерживаются в ханафитском и маликитском мазхабах, а также это второе мнение имама Ахмада, и это мнение предпочёл Ибн Таймия. В качестве довода учёные, придерживающиеся этого мнения, привели тот факт, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил держать у себя собаку для охоты, охраны полей и домашнего скота, и сподвижники держали у себя собак для этих целей, т.е. собаки ходили находились вместе с ними, и не исключено, что задевали своих хозяев, однако, при этом в сунне не упоминается о нечистоте тела и шерсти собаки.
Теперь приведём хадис, который вызвал у вас не понимание. Сообщается от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Однажды одного человека, находящегося в пути, постигла сильная жажда. И он нашёл колодец, спустился туда, попил воды и вышел из него. Как только этот человек вышел из колодца, он увидел собаку с высунутым языком, которая кушала влажную землю от жажды. Этот человек сказал про себя: «Ведь эту собаку постигла жажда так же, как и меня недавно она мучила. Поэтому он снова спустился в этот колодец, набрал воды в свою кожаную обувь, и напоил эту собаку. За что, Всевышний Аллах отблагодарил этого человека и простил ему его грехи". Сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха! Разве за животных мы тоже будем вознаграждены?». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «За каждое живое существо вы можете получить вознаграждение». (Аль-Бухари, 2466). В этом хадисе указывается на то, что оказывая добро даже животным, человек получит вознаграждение Всевышнего Аллах. Этот хадис стимулирует мусульман относиться с пониманием и с добротой даже к животным.
И Аллах об этом лучше знает! (С)
Абу Ахмад