ТЕГЕРАН, 1 ноября. Разведки иностранных государств должны установить причины крушения российского авиалайнера на территории Египта, заявил замглавы Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан. Так он прокомментировал заявление террористической группировки "Исламское государство" (ИГ, запрещена в РФ), которая взяла на себя ответственность за катастрофу.
Как сообщает иранское информационное агентство Fars News, если крушение произошло не из-за технических проблем, то, скорее всего, спецслужбы некоторых стран могут помочь разобраться в причинах инцидента, сказал замминистра.
Разведывательные службы как стран региона, так и вне его должны разобраться в причинах аварии, если она произошла не из-за неполадок, сказал дипломат.
Добавим, президент Сирии, с которой власти РФ уже месяц проводят военную кампанию против боевиков ИГ, выразил соболезнования в связи с крушением. Башар Асад направил телеграмму с соболезнованиями президенту Владимиру Путину в связи с крушением российского самолета в Египте, сообщает агентство SANA.
Тем временем британская газета The Telegraph пишет, что "Исламское государство" не могло сбить российский аэробус, так как тот летел слишком высоко. Ряд военных экспертов утверждают, что у ИГИЛ нет оружия, которое позволяет сбить самолет на такой высоте.
"Это, скорее всего, была бы ракета типа земля — воздух, а не один из тех ручных ПЗРК, которые могут быть, как считается, у египетской части ИГИЛ", — сказал консультант Flight Global Дэвид Лермон. Для ПЗРК высота в 31 тыс. футов (около 10 тыс. м) — слишком большая.
"Кроме заявления неизвестного происхождения ничто не указывает, что это происходило именно так", — заявил эксперт. "Даже несмотря на то, что самолет летел на на 2000 футов ниже, чем MH17 (сбитый в Донбассе малайзийский пассажирский самолет), для ручной установки это слишком много", — подчеркнул Лермон.
Другие эксперты, Чарльз Листер и Майкл Горовиц назвали The Guardian несколько возможных причин падения самолета, не связанные с техсостоянием последнего. По их словам, крушение могло произойти, если на борту была взорвана бомба либо террористы действительно выстрелили в самолет, но когда тот садился. Третий вариант — боевики ИГ тщательно скрывают наличие систем типа "Бука" (ракета из него, как говорится в докладе Совбеза Нидерландов, привела к гибели Boeing над Украиной).
Как сообщалось, египетская ячейка ИГ взяла на себя ответственность за крушение российского самолета на Синае. Соответствующее заявление от имени группировки появилось в мессенджере Telegram, в социальных сетях, используемых сторонниками террористов, и на интернет-портале, который активно используют экстремисты в информационных целях, передало накануне Reuters.
В то же время Россия исключила причастность ИГ к крушению Airbus.
Между тем падение российского А321 "предрекли" английские эксперты, пишет "МК". По их данным, 18-19 лет — "идеальный" возраст самолета для катастрофы. Об этом изданию сообщил экс-директор департамента авиакосмической промышленности Минэкономики, бывший зампредседателя МАК, лауреат премии правительства России в области науки и техники Александр Книвель.
"У нас, пока ничего не случилось, о системе управления авиацией никто старается не говорить. А когда случается катастрофа, то все тут же кидаются выяснять, чья вина: пилота, техники, или что-то еще. На самом деле, все дело в системном кризисе", — отметил он..
По его словам, Россия не выполняет требования Приложения 19 ИКАО "Управление безопасностью полетов", которое было введено в действие 14 декабря 2013 года. Оно требует установить целевой уровень безопасности полетов в государстве, принять госпрограмму безопасности полетов, потребовав ее внедрения и выполнения всеми авиакомпаниями, разработчиками и производителей авиатехники, организациями техобслуживания, аэродромами, структурами управления воздушным движением, учебными заведениями. "В нашей стране ничего этого до сих пор не сделано. У нас даже не принят "целевой уровень безопасности" — та характеристика безопасности полетов, которую мы должны достигнуть в соответствии с требованиями ИКАО. Регион СНГ, включая Россию, находится по коэффициенту безопасности полетов на 2-м месте стразу после Африки", — констатировал Книвель.
"Зато у нас всевозможные эксперты в один голос заявляют: не важно, сколько лет самолету, важно, чтобы он был летно-годным. Я много раз писал о том, что на самом деле, срок эксплуатации самолета — это очень даже важно! — подчеркнул он. — "Боинг-707" не может быть таким же надежным и безопасным, как "Боинг-777". Есть отчеты фирмы "Аэробус", где они все самолеты поделили на четыре поколения, так как каждое следующее поколение гораздо безопаснее и надежнее, чем предыдущее".
Эксперт напомнил, что существует отчет британского ведомства гражданской авиации. "В нем англичане проанализировали всю историю эксплуатации воздушных судов, вплоть до 2013 года и установили, что наибольшее количество катастроф у турбореактивных самолетов происходит на 19-м году их эксплуатации, а турбовинтовых — на 24-м. Разбившемуся "Аэробусу" — а это турбореактивный самолет — как раз было 18,5 лет, он четко вписывается в эту статистику", — сказал собеседник издания.
Но такого рода исследования, по словам Книвеля, никто не принимает во внимание: "Не слушает специалистов. У нас отчет англичан читать не хотят, не говоря уже о том, чтобы учитывать в практической деятельности. Это экономически невыгодно. Поэтому приходится расследовать катастрофу за катастрофой..."
"Пока не расшифрованы "черные ящики", гадать на кофейной гуще бессмысленно — не люблю этого делать. Но, если у пилотов, как утверждают, сначала пропала связь, надо исследовать причину: почему это произошло? Возможно, что-то случилось с электрикой? Потому что, если, как также утверждают, отказал один двигатель, то в этом случае самолет еще довольно долго мог бы лететь", — предположил эксперт.
Но больше похоже на то, что у самолета отказала система управления. "Допустим, перегорели провода, ведущие к кабине пилотов — а он ведь джойстиком управляется, это же обычный компьютер. То есть самолет мог стать совершенно неуправляемым и начать сыпаться еще в воздухе. Вообще электропроводка — это одна из тех самых вещей, которые очень трудно проверять, а ее состояние сильно зависит от возраста самолета", — указал экс-замглавы МАК.