СМИ выяснили, как работают скрытые патрули ГИБДД
На столичные дороги выехали скрытые патрули. Их задача — вычислять нарушителей в потоке машин и передавать их в руки стандартных патрулей ДПС.
Это не разовый рейд — это теперь стандартная и круглосуточная работа столичного ГИБДД. Каждый день и каждый час по дорогам Москвы курсируют с виду совершенно обычные гражданские автомобили, в которых находится экипаж ДПС. Он зорко следит за теми, кто нарушает правила. Выявляет излишне затонированные машины, автомобили со скрытыми или измененными регистрационными знаками.
Заметив такую машину, экипаж передает информацию на ближайший пост или ближайшему патрулю, который имеет право остановить подозреваемого в нарушении и оформить административное дело.Эксперимент с использованием скрытого патруля провел 6-й спецбатальон ДПС. Его сфера обслуживания — Садовое кольцо. Именно на Садовом недавно произошло две громких аварии с лихачами — обе на Крымском мосту. Первый рейд показал очень впечатляющий результат. Всего за несколько кругов по Садовому кольцу было выявлено 16 нарушителей. При этом один из нарушителей оказался в федеральном розыске.
Однако тем, кто ездит по другим магистралям не стоит обольщаться, что им скрытый патруль не грозит. Согласно поручению начальника столичной полиции Анатолия Якунина, на московские дороги для патрулирования должны ежедневно выезжать не менее 30 экипажей ДПС на машинах гражданского исполнения. Таким образом, их количество позволяет покрыть всю Москву. При этом на спецтрассах будет курсировать по одному такому автомобилю, а в округах — по два. Используются гражданские автомобили, которые и так есть в подразделениях. О срочной закупке дополнительных машин речи пока не идет.
Нам предстояло отправиться в патрулирование именно с сотрудниками 6-го спецбата. Мы погрузились в новенькую Skoda Octavia. Это довольно динамичный автомобиль — 180 л. с. Но наряду с новенькими Skoda, в рейды будут выходить и немного устаревшие Ford Focus. Впрочем, у экипажей этих машин нет задачи устраивать погони. Им нужно выявить нарушителя и передать его патрулю на машинах нормальной окраски.
Буквально только отъехав от подразделения, инспектор Антон Парошин по рации сообщил, что перед нами в правом ряду едет Hyundai ix45, который собирается повернуть направо. Нарушение части 3 статьи 12.5 — проще говоря, затонированный автомобиль. Подъезжаем к перекрестку, а там нарушителя уже встречает инспектор. Мы продолжили движение. С попавшимся будет разбираться инспектор, который его остановил.
Не прошло и 10 минут, как некий резвый Mersedes перестраивается через четыре ряда, не включая поворотник, закрывает проезд автомобилям, поворачивающим под стрелку, а когда загорается зеленый сигнал, резко стартанув с места, и, подрезав два ряда машин, устремляется вперед. Информация тут же передана на пост. И инспектор на этом посту останавливает нарушителя. Штраф за это нарушение небольшой, но проверить и остепенить водителя стоит.
Конечно, у многих водителей возникает вопрос о законности применения таких мер. Инспекторов ДПС в гражданских машинах водители в частном разговоре с корреспондентами даже называли «стукачами», хотя те исполняли свои прямые обязанности — следить за безопасностью на дорогах и пресекать нарушения правил.
Как сообщил корреспонденту «РГ» начальник столичного ГИБДД Виктор Коваленко, ничего нового не придумано. Нормативными актами, такими как «Наставление по работе дорожно-патрульной службы», предусмотрена и такая форма работы в потоке транспорта, как скрытое патрулирование. Но сейчас скрытый патруль не имеет права самостоятельно привлекать правонарушителей к ответственности, так как их машины пока не оборудованы специальным комплексом автоматической фиксации нарушений, записи с которого нельзя подделать, и они признаются доказательствами в суде. Поэтому данные функции выполняет наряд ДПС. Однако, по словам Коваленко, как только в 2016 году все машины скрытого патруля оборудуют соответствующей аппаратурой и будут внесены соответствующие изменения в законодательство, работа таких патрулей станет самостоятельной.
По словам командира 6-го спецбатальона Константина Васюты, одним из поводов для проведения подобного эксперимента стали именно аварии на Крымском мосту. Как можно предотвратить такие катастрофы? Перед камерами фотовидеофиксации большинство сбрасывает скорость. В местах, где стоят посты — тоже. А на остальных пространствах ведут себя как заблагорассудится. Некоторых из нарушителей даже большие штрафы с камер фотовидеофиксации не пугают. Один из молодых людей, попавших в аварию на Крымском мосту, оплачивал по пять-восемь штрафов в день. В тоже время, если в потоке двигается автомобиль с цветографическими схемами полиции, пусть даже при выключенных спецсигналах, все снова ведут себя прилично. Поэтому контроль необходим именно на гражданских машинах.
Такой контроль позволяет выполнить и еще одну функцию. Зная расположение постов, нарушители стараются держаться от них подальше. А для сотрудника ДПС перебегать туда-сюда 6-ти полосную дорогу — смерти подобно. Инспектор на гражданском автомобиле видит весь поток и сообщает в каком ряду двигается нарушитель, а также что надо сделать, чтобы его остановить. У инспекторов есть для этого различные способы и методы, которые они активно применяют на практике.
С одним из этих способов мы столкнулись и на Садовом кольце. Когда нарушитель с нечитаемыми номерами и повышенной тонировкой не остановился на требование инспектора, мы продолжили двигаться за подозреваемым. А экипаж ДПС на раскрашенной машине с включенной «люстрой» довольно быстро нас догнал, вклинился между машиной скрытого патрулирования и подозреваемым и заставил его остановиться.
Если в городских пробках невозможно таким образом выловить лихачей просто потому, что нет пространства для маневра, то есть возможность всматриваться в лица соседей. А это позволяет выявить за рулем тех, кто явно чувствует себя не очень хорошо. Именно так только в прошедшую пятницу было выявлено три человека с признаками опьянения.
Напомним, что о возможности введения в следующем году скрытого патрулирования по всей России объявил замминистра МВД РФ Виктор Кирьянов, выступая в в Нью-Йорке на заседании рабочей группы Международной автомобильной федерации. В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД РФ отметили, что этот вопрос потребует серьезной проработки, а также внесения поправок в административный регламент по работе Дорожно-патрульной службы.
16 ноября, 09:23