День 19. Гащенка - Бурея - Биробиджан - Хабаровск - Петропавловка, 806 км
Мууу, Мууу послушалось с утра за окном.
- Димон, это че там, коровы что ли?
- Да, не. Думаю волки.
- Дим, а ты вот по человечески просто ответить не можешь?
- Андрей, а кто еще кроме коров мычать-то может?
- Да откуда я знаю?
- Ну, если ты не знаешь, тогда точно волки.
Во время этого диалога с Андреем, мы не отрывали голов от своих подушек. Как же сегодня нам был бы нужен выходной. Надо сказать, что усталость сказывалась. Даже сейчас, просматривая фотографии понимаю, что нагрузка на организм была значительная. Вчерашний космический день прошел на адреналине. Но сегодня, даже после вчерашнего вечернего душа чувствовалось, что мы уже не первый день в пути. Реально я чувствую, что идет насилие над организмом и это совсем не полезно. Но, на то это и разведка боем, так сказать, чтобы в следующий раз все было лучше, легче и т.д. и т.п.
Андрей приподнял голову и посмотрел в окно. Местный пастух действительно гнал стадо коров на пастбище - значит тут есть молоко!
- Димон, коровы!
- Отлично! Завтрак к нам пришел. Осталось выйти из машины и подоить.
- Дим, ну вот как с тобой можно разговаривать?
Так началось девятнадцатое утро нашего путешествия. Если все пойдет по плану, то через день мы должны быть во Владивостоке. Но эти дни нужно не только прожить, но еще и проехать около 1800 км по совершенно неизвестным дорогам. Радовало то, что билеты на самолет уже лежали в наших карманах! Ну, а пока более внимательная чем обычно утренняя процедура осмотра машины. Все-таки вчера мы попылили по самым разным дорогам. Кроме обычных процедур добавляю прочистку воздушного фильтра и механическую очистку поверхности радиатора.
На завтрак мы взяли рисовую молочную кашу и блины со сгущенкой. Мы предположили, что все это сделано из местного молока.
Все-таки вдвоем, конечно легче. Как я уже и говорил, Андрей был жаворонком и с утра обычно он садился за руль, а я в полудреме пытался добрать недостающие минуты отдыха. Буквально через 5 км мы переезжали по мосту реку Зею, которая ниже по течению омывала своими водами город Свободный…
Город Свободный это административный центр Свободненского района Амурской области. Население 59126 чел. (2010 г.) — третий по числу жителей город в Амурской области. Говоря о названии это города нельзя не вспомнить об Амурлаге.
Край с нелегкой судьбой
Надвигался на нас.
Много рек, много бед
Очень долгий рассказ.
Непростая судьба
Удивительный край.
За страдания людей
Ты его уважай.
Много горя и слез.
У простых матерей
Забирали сюда
Их мужей, сыновей.
Забирали тайком
По наводке «друзей",
Чтоб пополнить руками
Отряд лагерей.
Никогда, никогда!
Не забыть нам тот страх,
Что вселяли годами
Они, в сапогах,
Что топтали бараки
Не в камерах, нет.
Им положен в бараках
Был свой кабинет...
Амурла́г (Амурский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь) — подразделение, действовавшее в структуре Главного управления исправительно-трудовых лагерей Народного комиссариата внутренних дел СССР (ГУЛАГ НКВД).
Амурлаг выделен в самостоятельное подразделение в структуре НКВД в 1938 году на базе расформированного в том же году Бамлага. Управление Амурлага располагалось в городе Свободный. В оперативном командовании он подчинялся Управлению железнодорожного строительства Дальневосточного главного управления исправительно-трудовых лагерей НКВД (УЖДС ДВ ГУЛАГ).
Занимался строительством вторых путей ж.д. Карымская—Ворошилов; линии № 2 (Биробиджан—Ленинское), № 208 (Завитая—Поярково), 206 (Барановское—Посьет), вторых путей ж.д. Хабаровск—Губерово и Губерово—Ворошилов, БАМ—Тында, Тында—Зея.
Максимальное единовременное количество заключенных могло достигать более 125 000 человек.
Амурлаг расформирован в начале 1941 года и часть его лагерей вошли в состав Бурейского исправительно-трудового лагеря и Свободненского исправительно-трудового лагеря.
Свободлаг выделен в самостоятельное подразделение в структуре НКВД в 1941 году. В оперативном командовании он подчинялся сначала непосредственно ГУЛАГ, а позднее Управлению исправительно-трудовых лагерей и колоний Хабаровского краевого управления НКВД (УИТЛК Хабаровского УНКВД).
Основным видом производственной деятельности заключенных были лесозаготовка и лесообработка, золотодобыча (в том числе шахтная), строительные работы, добыча угля, строительство дорог. Количество заключенных - более 3000 человек. Амурлаг прекратил свое существование в 1953 году.
Это наша история. Помним об этом..
За последние дни мы уже привыкли к тому, что трасса особо не блещет разнообразием. Вот и сейчас мы катили по достаточно однообразной дороге, лишь изредка встречая указатели с наименованиями съездов к населенным пунктам. За населенным пунктом Новобурейский мы пересекаем реку Бурея. C левой стороны видим строящуюся Нижнебурейскую ГЭС. Об этом нам напоминал и соответствующий рекламный плакат, даже скорее информационный, т.к. Нижнебурейскую ГЭС пока никто продавать не собирался, даже просто с учетом того, что она еще не построена.
И вот, наконец-то! Ура! Достаточно неожиданно, так как никакой пометки в маршруте я не делал - знакомая многим стелла: «Москва-Владивосток». Это уже определенная веха в маршруте. С одной стороны она напомнила нам о начальной точке маршрута, а с другой и о нашей цели. Мы провели небольшую фотосессию. Причем я никак не мог поймать момент, когда у стеллы никого не будет, так как машины подъезжали одна за другой и слегка обезумевшие, также как и мы, пассажиры и водители бежали сломя голову фотографироваться на фоне одного из самых известных мест маршрута Москва-Владивосток. В конце концов я оставил эти попытки и мы сфотографировались как смогли.
Далее дорога тоже не баловала нас разнообразием. Зато здесь можно подумать о чем-то, ни на что не отвлекаясь. О смысле жизни, например. Еще о чем-нибудь таком философском. В этих местах много заповедников. В них сохраняют флору и фауну для наших потомков. По-крайней мере, очень надеемся на это. По мере приближения к Еврейской автономной области, зелень лесов становилась все более жирной и насыщенной. На карте сверху это было особенно заметно еще при подготовке маршрута. Недоезжая Теплозерска мы остановились для небольшого осмотра местности. Справа от дороги открывалась удивительная картина. Горы покрытые очень пышной зеленью, словно это не деревья, а очень дорогой персидский ковер покрывает предгорье и саму гору Лондоко. Перед этим горным массивом находится равнина, по которой протекает река Бира. Смотреть - не насмотреться. Однако, небольшие тучки, заставили нас поторопиться. И точно, через некоторое время мы попали под очередной дождь в нашем путешествии. Он был достаточно сильный, но очень локализованный. Минут через 20 после его начала мы уже снова ехали по сухой дороге. Так, незаметно мы пересекли еще один часовой пояс и прибавили ко времени еще один час.
Чтобы заехать в Биробиджан, нужно свернуть с основной трассы, что мы и сделали. По этой дороге перед Биробиджаном, находится село Раздольное, в котором находится Раздольненский Иннокентиевский монастырь. (Раздольное, ул. Садовая, 6) Основан не ранее 2000 года. Мы подъехали к нему. Он был закрыт и мы не смогли ни с кем пообщаться. Ну, что ж, мы сделали наше традиционное фото и поехали дальше.
Последним крупным городом, который мы посещали аж целых 3 дня назад был Чита и вот теперь, мы въезжаем в следующий крупный город (население в городе около 75 тыс. человек) Биробиджан - столицу Еврейской Автономии! Биробиджан назван по имени двух крупнейших рек Еврейской автономной области — Биры и Биджана. Сам Биробиджан стоит на берегах Биры. Биджан же протекает параллельно Бире к западу от города (порядка 100 км) и впадает в Амур, как и Бира. Ну, что, Биробиджан нам понравился. Во-первых, город очень зеленый, во-вторых, нам показалось, что здесь у людей есть чувство юмора. Одно только название автосервиса «Шолом Моторс» чего стоит! В-третьих, он очень чистый. Возможно это говорит о высоком культурном уровне жителей. И наличие областной филармонии и целого ряда театров только подтверждают это. Мы провели в этом городе чуть больше часа, но он нам запомнился.
Ну, что, а на часах то уже полседьмого вечера, а до Хабаровска еще целых 172 км.
- Что скажешь, Андрей?
- Да ехать надо, - ответил Андрюха.
- Дело говоришь!
Ночевка у нас сегодня была запланирована за Хабаровском на берегу озера Петропавловского в небольшом населенном пункте Петропавловка. Успеть бы найти это озеро и этот берег засветло. Мда.. Вечерняя экскурсия по Хабаровску в опасности.. Ну, тогда едем. Дорога продолжает нас тащить за собой на Восток нашей необъятной. На девятнадцатый день пути это хорошо понимаешь! По пути проезжаем через Смидович. Районный центр Смидовичского района Еврейской автономной области. Дорога нас обводит вокруг города. Далее снова унылое однообразие ландшафта. Ну, когда-же? Когда же? Вот проехали Волочаевку-1. Несколько населенных пунктов проезжаем практически не замечая их, так как мы уже очень томимы ожиданием и предвкушением. Вот, вдалеке появился какой-то ландшафт, очень напоминающий пригород большого города. Приближаемся. И въезжаем на большой мост через широченную реку. Неужели это Амур?Неожиданно в конце моста появляется надпись - Хабаровск! Город назван в честь Хабарова Ерофея Павловича. Возьмите 5000 руб. и посмотрите на эту купюру. Мы тут тоже были. Время - 20:50. Успели засветло, но это еще не место для ночевки.
В Хабаровске достаточное количество военных объектов. Это и неудивительно. Близость к границе сказывается.
В центре находится железнодорожный вокзал. Из достопримечательностей - амурский мост, памятники, театры, цирк и конечно площадь Ленина! Она по размеру на 2-м месте после Красной площади в Москве. Но все это в теоретических познаниях. А сейчас, мы мчимся через город, чтобы попасть в Петропавловку, которая находится в 65 км от Хабаровска.
Поворот направо и мы ровно с самыми последними лучами солнца приезжаем на берег озера Петропавловское, которое сверху немного напоминает распластавшегося крокодила с головой повернутой направо. И смотрит этот «крокодил» точно на Петропавловку, расположенную на берегу озера.
На берегу не было никого кроме еще одной машины с отдыхающими. Вот еще бы чуть-чуть и мы бы уже не смогли в темноте отыскать съезд к берегу, а так, мы отлично успели все это сделать.
На берегу водоема мы не ночевали с Байкала. После вчерашнего дня, сегодняшний прошел гораздо более спокойно и мы чувствовали себя просто превосходно. Я занялся приготовлением ужина. Достал плитку и через некоторое время у нас уже была сварена картошечка приобретенная сегодня за Биробиджаном. А наши случайные соседи оказались очень радушными и гостеприимными людьми и угостили нас вкуснейшим вареным мясом, которое они варили в казане словно к готовясь к нашему приезду. А кроме этого зеленью, огурчиком, болгарским перцем. Мы прекрасно вместе поужинали. Они для нас были таким своевременным подарком! Буквально источником тепла и света! Но, так как уже была ночь, то это был лунный свет… Об этом я написал стихотворение. Его прочитаете завтра.
Ну, вот, мы и достигли самой восточной точки нашего путешествия - 135 градусов Восточной долготы. До окончания нашего континента на этой широте осталось всего 5 градусов. Что составляет по прямой примерно 380 км. От Хабаровска дорога уходит на Север в Комсомольск-на-Амуре и в Ванинский порт.
Прямо над нами возвышался Свято-Петропавловский монастырь. Он основан в 2003 г. У его-то стен фактически, мы и заночевали.
Отбой поздно 1:45
Совет дня:
1. У стеллы Москва-Владивосток нужно сфотографироваться.
2. Перед посещением монастырей, изучите основные правила поведения в монастырях. Вдруг пригласят на трапезу - а вы уже подготовлены.
Маршрут Москва-Владивосток
Дата Время начала мероприятия Километраж Место
День 19 Гащенка - Бурея - Биробиджан - Хабаровск - Петропавловка, 806 км
14-авг.
7:00 0,00 Подъем
9:00 0,00 Завтрак
9:30 0,00 Выезд с места ночевки
11:15 184,00 Заправка
11:39 212,00 Бурея
12:15 248,00 Москва-Владивосток. Стелла. Фотосессия 30 мин.
14:05 388,00 Облучье. Не заезжаем.
14:25 426,00 Заправка
14:50 444,00 Вновь пошли сопки. Сделали фотосессию.
Время+1 час
16:30 488,00 Будукан. Наверное первый после Читы населенный пункт на белом фоне.
17:41 557,00 Биробиджан. Осмотр достопримечательностей 1 час 10 мин.
19:37 626,00 Белгородское
20:50 737,00 Хабаровск. Проезжаем город насквозь. Это 135 градусов Восточной долготы - самая восточная точка путешествия.
21:50 806,00 Петропавловка. Здесь на берегу озера Петропавловского мы будем готовить ужин и ночевать.
1:45 806,00 Отбой