Основные моменты с пресс-конференции Илона Маска и Мартина Халливела (Martin Halliwell) после успешного запуска спутника SES-10 и возврата уже во второй раз слетавшей первой ступени Falcon-9:Первым делом самое главное: Martin Halliwell подтвердил, что получены сигналы со спутника, вся телеметрия номинальная, и параметры орбиты – тоже. Так что теперь – официально – пуск является успешным.
1. Martin Halliwell: в этом году у SES намечено еще три запуска на Falcon 9, и возможно, что два пойдут на "уже летавших" бустерах.
2.
Половинки головного обтекателя удалось вернуть. Для возвращения использовались "микродвигатели" (CGT - cold gas thrusters) и управляемый парашют. "Мне только что показали фотографию вернувшегося обтекателя".
Детали и механику возвращения Илон не объяснял, зато сказал, что в целом ГО стоит около $6 млн. (т.е., около 10% стоимости ракеты - ред.)
3. "Стоимость первой ступени составляет 75% от стоимости запуска" (не путать со стоимостью ракеты - ред.)
"Мы хотим со временем передать эту ступень в ракетный парк-музей космодрома им. Кеннеди. "
4. Расчетные целевые параметры для Falcon 9 Block 5:
пуск в течении суток после посадки
снижение издержек вывода в 100 раз
10 полетов без капремонта
100 раз с ремонтом по состоянию
“F9 Block 5 можно назвать "Версия 2.5", апгрейд помимо прочего будет включать повышение тяги двигателей примерно на 10%”.
5. “Теоретически, Falcon 9 можно сделать на 1000 возвратов, но это теряет смысл, т.к. подобное закладывается в разработку ITS, которая как раз рассчитывается на 1000 полетов и готовность к повторному запуску через час.”
6. В этом году может состояться еще 6 повторных пусков первых ступеней. Уже есть 3-4 клиента на них.
В 2018 мы рассчитываем осуществить 12 запусков с уже летавшими ступенями.
7. По поводу скидки для клиентов на многоразовые РН: "Еще определяемся с этим, но снижение цены в любом случае будет заметным. Нам нужно не забыть заложить в цену всю стоимость разработки этой технологии, составившей где-то миллиард. Цена будет ниже той, которая сейчас, и гораздо ниже той, которую может предложить кто-либо из конкурентов."
8. На Мысе (в порту Канаверал - ред.) будет центр послеполетного обслуживания ступеней, где будет происходить большинство работ по их подготовке.
"В этом году у нас еще 20 запусков, если удастся посадить все ступени, которые мы хотим вернуть, то под них потребуется реально большой ангар".
9. “NASA нас все это время поддерживала (в плане работ по многоразовому использованию -ред). Коммерческие клиенты, такие как SES, поддерживали нас еще больше.
Следующий шаг для компании -
создание системы быстрого возврата ступеней в строй без замены каких-то ключевых систем. Мы стремимся к нулевой замене компонентов между полетами и межполетному обслуживанию за 24 часа.”
10.
Полет Falcon Heavy предполагается в конце лета. Задержка связана с восстановлением поврежденной в сентябре SLC-40.
Исследования многократного использования второй ступени ведутся, возможны ее испытания во время демонстрационного полета Falcon Heavy, т.к. никакой ПН все равно не будет, и компания ничем не рискует.
Боковые ускорители для FH являют собой уже летавшие ступени.
11. Робот "Оптимус Прайм" на барже предотвращает смещение ступени при качке, но на этот раз не использовался. Такие перемещения случались, после вывода JCsat-16 ступень, сев на мокрую палубу, съехала к самому краю, и лишь бортик не позволил ей свалиться в воду.
12. Абляционная краска на рулях-решетках, которые сделанны из алюминия, загорелась потому что ступень тормозила ниже чем обычно, уже практически в плотных слоях атмосферы. Для Block 5 рули делают из титана.