Познер о Фиделе
Когда я узнал о кончине Фиделя Кастро, человека, которого я видел здесь, в Москве, живьем, я подумал о том, что с его уходом ушла целая эпоха, причем для многих это была эпоха надежд, ну, правда, надежды ушли гораздо раньше него. Мы, конечно, никогда не узнаем, но мне бы очень хотелось знать, о чем думал El Comandante в последние, предсмертные недели. Жалел ли он о чем либо, вспоминал ли великую радость и обещания, которые родились, когда он во главе со своими «барбудос» вошел в Гавану в теперь уже далеком 1950 году. И пожалуй, главное, понимал ли он, что при всем замечательном, чего добилась Куба под его руководством, созданная им система власти – умирает, как умирает он сам.
Я не политолог, в отличие от них я не делаю никаких предсказаний, и кстати многие мои коллеги журналисты этим увлекаются, я – нет, но говоря о том, что после смерти Фиделя Куба уже становится и станет совсем другой и что опыт построения социализма и там потерпит фиаско, я говорю это, исходя из того, что я сам видел своими глазами, о чем я сам знаю.
Вот смотрите сами, в тех странах, где попытались добиться построения социалистического общества, все поразительно похоже, все начинается с громких обещаний о новом обществе, о новой общности, огромная поддержка, совершаются абсолютные подвиги людьми, которые в это поверили. Ну а те, которые не поверили, оказываются либо в лагерях, либо еще где-то. Но действительно, в начале добиваются колоссальных успехов, а потом все это постепенно сходит на нет, а власть становится все более и более репрессивной и все кончается болезненным провалом.
Может быть, дело в том, что все это происходит в странах отсталых, не прошедших через этап капитализма? Может, все-таки Маркс-то был прав, когда он говорил, что социализм может быть только в очень развитой стране? А может быть, вообще социализм – это только лишь мечта, и она, на самом деле, не осуществима? Не знаю.
Но мне кажется, что Фидель об этом думал и что думы его, наверное, были печальны.