?
Это
ВАЗ-2Э1101 по прозвищу "Чебурашка".
В декабре 1966 года в городе Тольятти началось строительство завода, который впоследствии станет главным автомобильным предприятием СССР. А спустя всего три с небольшим года из его стен выедет первый серийный автомобиль – ВАЗ-2101. Казалось бы, эта история проста и известна. Но без белых пятен не обошлось и здесь.
Ведь когда завод только строился, творческие коллективы инженеров и дизайнеров уже думали над тем, каким должен быть первый по-настоящему массовый советский автомобиль. Одна группа инженеров придерживалась мнения, что это должен быть компактный хэтчбек с передним приводом – такой себе советский Mini. И уже к 1968 году были готовы эскизы.
К концу 69 года был готов полноразмерный образец
ВАЗа Э1101 – автомобиля полностью самостоятельного, который не имел ничего общего ни с «Фиатом», ни с другими автомобильными брендами.
Буква Э - означала экспериментальный.
Однако поехал он только лишь в 1971 году, когда ВАЗ, решивший пойти по пути наименьшего сопротивления, уже наладил выпуск модели 2101 – доработанной для советских реалий модели «Фиат-124». Причина столь долгого простоя прототипа была в отсутствии подходящего двигателя для компактного «Чебурашки» (машину окрестили так из-за добродушного выражения «лица»).
Но в 71-ом «сердце» все же создали – им стал 4-цилиндровый 0,9-литровый двигатель на 50 л.с., установленный поперечно. В конце того же года первый «живой» Э1101 был готов для ходовых испытаний. Машина получилась почти полностью оригинальной, лишь рулевой механизм был одолжен у «Запорожца», а элементы салона и экстерьера – у «Копейки».
Испытания «Чебурашки» начались в 1972 году. Тогда же у него появился друг «Гена» – на ВАЗе был создан Э2121 «Крокодил», который впоследствии станет базой для «Нивы».
«Крокодил» был с рамой и открытым кузовом, отключаемыми передним и задним мостами. В дальнейшем конструкция автомобиля была практически полностью изменена, всего было выпущена два опытных экземпляра этой модели.
Что касается «Чебурашки», то ходовые испытания выявили ряд недостатков модели, потому к 1974 году у него появился симпатичный младший брат – 2Э1101, в чьем облике без проблем можно увидеть уже знакомые черты «Нивы». 2Э1101 получил не только новый кузов, но и доработанный двигатель, чья мощность увеличилась до 55 л.с. На этом история «Чебурашки» заканчивается. Но не заканчивается жизнь Э1101.
В 1976 появился третий автомобиль серии, 3Э1101. Он выделялся совершенно другим кузовом, который по тем временам выглядел очень современно. Этот проект имел собственное название «Ладога», но дальнейшего развития не получил – ВАЗ устраивало положение вещей на заводе, а новая модель пока не требовалась. Потому всю документацию по проекту «Ладога» отправили в Запорожье, где он через несколько лет превратился в серийную «Таврию».
Ни один из автомобилей серии Э1101 так и не пошел в серию. Можно ли сказать, что для Волжского завода это была пустая трата времени и средств? Отнюдь. Был приобретен ценнейший опыт, который позволил создать как ныне живущую и здравствующую «Ниву» (она же – Lada 4x4), так и переднеприводной ВАЗ 2108.