Запланированный маршрут: Москва-Вологда-Архангельск-Онега-Малошуйка-Надвоицы-Медвежьегорск-Москва
Пару лет назад по данному маршруту поездка сорвалась. Грипп не прошел мимо. В прошлом году тоже как-то не сложилось. Откладывать задуманное третий год подряд совсем не дело. Собирались несколькими экипажами… дела, жены, проблемы… в итоге остался один LC 200 и мы с Сергеем. Ну и ладно.
Старт в 7 утра воскресенья с юго-запада Москвы. Машина абсолютно в стандарте. Резина Toyo не шипованная. Недавно ТО-10000 в ТИМе. В багажнике кроме теплых вещей топор, две лопаты, 40 литров дизеля, динамический и обычный трос.
Первый перегон до Вологды. Нечего о нем рассказывать. Федеральная трасса. Впечатление осталось от объездной Ярославля. Асфальт "в дрова". В Вологде долго гуляли по центру и окрестностям. Вкусно поужинали в Гастро баре. Все стандартно, без происшествий.
Следующий день цель Архангельск. Снегопад не прекращался со вчерашнего дня. По трассе больше 80 идти не реально. Долго шли за «десяткой» обгонять ее было просто опасно: видимость минимальна, при смене полосы машину кидает. В итоге ДТП на трассе. Фургон убрался в кювет.
Его вытаскивают два трактора на тросах. Вроде без особых повреждений. Все целы. Травм нет. Минут 15 перекур. Разговорился с пассажиром «десятки». Узнал, что они «перли на все деньги», только чтобы мы их не обогнали. Причина: если вылетят с дороги - будет кому вытащить. Вот так все просто)))
Перед Архангельском километров 15 дороги на реконструкции, но проезжается без проблем. Уже и снег закончился к этому времени. И асфальт показался. Приехали еще засветло. Погуляли по городу, сходили на набережную. Обычный туристический вариант. В центре в минус 12 работает фонтан. В нем плавают утки.
Мы подошли ближе, а они всей толпой к нам. Было стыдно перед птичками, что нечем покормить. Видно они привыкли, что их подкармливают. Но откуда нам было знать.
Девять лет назад примерно в это же время я уже был в этих местах. Экспедиция Трофи 2008. Долго тогда копали снег на льду Двины…
Третьи сутки. Архангельск – Онега. После Северодвинска дороги уже другие. Сначала вообще чистый лед. Потом утрамбованный снег.
Больше 80-ти разгоняться себе дороже. В поворотах и до 30-ти снижать приходится. А поворотов там достаточно. Пока перекусывали замечательными архангельскими пирогами с грибами и треской мимо прошуршал Кайен визуально где-то на 100-120. Он местный, привычный…
Рельеф дороги меняется от длинных прямиков до извилистой, почти горной дороги между деревьями. А потом… южный берег Белого моря.
И вдоль берега стоят дачи. Дорога, с одной стороны лес, с другой дачи и торосы замёрзшей воды до самого горизонта. Непривычный для глаза пейзаж. На въезде в Онегу залились на Роснефти по самую горловину. Загнали машину на мойку. Погуляли по местным улицам, поужинали в ресторане, где были единственными посетителями. Грузди в сметане и треска с овощами в фольге. Очень вкусно. Сходили посмотреть ледовую переправу.
Попарились в баньке. Разожгли камин
и заснули. Утром предстоял маршрут из-за которого все это и затевалось.
23 февраля. Проснулись на рассвете и сразу в путь. Завтракать не хотелось. Все, что купили в местном магазине сложили в багажник до лучших времен.
Летом сообщение, наверное, только на лодках и пароме, т.к. моста нет. Вернее есть, но он железнодорожный и гораздо выше по течению, в Пороге. До Возгор еще есть проселочная дорога. Дальше только зимник.
Все переправы по льду на свой страх и риск.
Сотовой связи нет. Эфир девственно чист от FM. В машине тишина. Флешку даже мысли не возникло включить.
Старались спрашивать у местных, что и как. Судя по их мнениям в этом году с дорогами все в порядке. Немного напрягла переправа через Нименьгу. Лед пошел торосами. Надо было объезжать по кромке льда пару километров и потом обратно.
Рядом с колеёй видны промоины. Оптимизма не добавляет.
До Малошуйки решили идти по верху по зимнику через Абрамовскую. Опять же местные сказали, что все без проблем. Сразу при въезде в деревню стоят два деревянных храма. Один из них действующий.
Священник приезжает из Онеги, со слов местных.
В Малошуйке были облаяны местным барбосом. Встал перед машиной и ни в какую не отходит. Пришлось облаять его в ответ из окна. Потому, что выходить, вопрос даже не рассматривался. Кобелина килограмм на 50. Пока офигевший от такой наглости барбос отвлёкся и решил посмотреть, кто это на него гавкает, мы быстренько шнурканули за пределы поселка.
Дальше, до Золотухи и еще несколько десятков километров до поворота на Карелию дорога в очень приличном состоянии. Укатанный снег, дорога почищена вот таким способом.
Между Архангельской областью и Карелией дороги «нет». Вернее она есть. По ней передвигаются рыбаки и охотники, но она никому не принадлежит (ничья, как сказали местные). И кто и когда ее чистит непонятно. Однако для полного привода вполне проезжабельна.
Вот только с разъездами проблема. Нам, к счастью, не попалось ни одной встречной на таких участках. Но несколько раз за дорогу приходилось или ждать, пока проедет встречный, или они нас ждали. Пару раз приходилось сдавать назад.
Итого от Онеги до выезда на дорогу Валдай – Надвоицы ушло 7,5 часов. Это примерно 220 километров.
В Надвоицах посмотрели Беломорско-Балтийский канал. Нас тут же «приняла» местная охрана. Ответ, что мы туристы явно озадачил сотрудника и не прибавил к нам доверия. Попросил предъявить документы. Посмотрев паспорта, регистрацию, разговор перетёк в более мирное русло. Фотографировать там запрещено. Я хоть и умудрился сделать фото, но стер его. Не вижу смысла нарушать установленные правила. Поговорили о дорогах, о машинах, поздравили друг друга с праздником… и мы поехали дальше к федералке Мурманск - Питер до Медвежъегорска. Ночевка была запланирована там.
Ну а дальше ничего интересного. Планировали заехать в Великий Новгород. Но погода и трасса позволяла на следующий день к 12-ти ночи быть дома. Примерно так и приехали.
Накидал коротко. Писатель из меня никакой. Если будут вопросы, постараюсь ответить более развернуто.