Запрет биткойна: последствия в Китае и что будет дальше?
Прошёл месяц, по итогам которого цена биткойна показала себя относительно нечувствительной к регуляторному запрету на одном из своих крупнейших рынков — в Китае. (Вспомним, что в 2013 году аналогичное заявление китайских властей обрушило курс валюты более, чем в 4 раза — с $1100 до $250 будучи значительно менее распространённой). Это первый опыт столкновения криптовалюты с формальным запретом в регионе, где она уже имела широкое хождение. Рассмотрим причины эластичности цены и возможные сценарии развития.
Влияние на биткойн
Свою ценность сеть биткойна приобретает благодаря внутреннему свойству распределённости: как для внутреннего консенсуса, так и для передачи данных.
Майнинг, процесс по поддержке и обновлению базы данных всех транзакций, децентрализован и благодаря росту аудитории по всему миру становится все более легким для входа новых игроков. Это неизбежно приведёт к снижению маржинальности майнинга, однако запас в ней все ещё огромен.
Передача транзакций внутри сети Биткойн идёт напрямую между узлами (peer-to-peer), а сегодня уже функционирует сеть Blockstream Satellite, позволяющая имея спутниковую тарелку стоимостью ~$80 отправлять и получать биткойн транзакции не имея доступа к интернету.
Из этого следует, что регуляторный запрет если и коснется майнинга, то незначительно отразится на мощности или скорости сети и очень быстро в Китае появятся автоматизированные механизмы для использования биткойна, а вот шлюз биткоин-юань уйдёт из регулируемого поля.
Наднациональный характер сети
Текущая цена и, главное, стоимость биткойна обусловлена именно интернациональностью сети. С финансовой точки зрения — это не коррелированность финансового инструмента с любой из мировых экономик. С практической — ликвидность во всех этих юрисдикциях.
Примеру Китая могут последовать другие страны, включая Россию. Председатель ЦБ уже заявила, что пока что, несмотря на отсутствие планов запрещать биткойн, регулятор так же и не стремится приравнивать его к платежному средству, ибо это уменьшит эффективность монетарной политики и мониторинга движения капитала.
Одновременно с всевозрастающими скепсисом части крупнейших мировых экономик и их регуляторов по поводу биткойна, другая их часть активно изучает вопрос создания собственной криптовалюты. О подобных проектах уже заявили Швеция, Англия, Эстония, Уругвай и ряд других стран. (Включая, кстати, Россию, но с оговоркой, что крипторубль будет запущен не раньше, чем через 7 лет).
Здесь важно отметить, что ни одна из этих электронных валют не будет являться децентрализованной, потому что контроль над оборачиваемостью и денежной массой будет находится в руках ЦБ.
Что же дальше?
Если рассмотреть модель мировой финансовой системы в перспективе 10-15 лет, то естественными кажутся причины и необходимость адаптации цифровой денежной системы: криптография надежнее и дешевле банковских ячеек, выпуск и контроль таких денег бесплатен, аудируемость это внутренне свойство криптовалют (кроме тех, которые фокусируются на анонимности: Zcash, Monero), свойство программируемости таких денег и умные контракты позволят значительно снизить транзакционные издержки экономики, во многих случаях до нуля.
Переход на полную электронную денежную систему может происходить двумя способами и, скорее всего, на практике мы увидим их оба: через создание суверенных криптовалют и через распространение биткойна.
В первом случае банки становятся интерфейсом между пользователем и функционалом цифровой валюты: то, что делает Тиньков и о чём говорит Греф. Государство получает больше контроля и прозрачности в экономике.
В случае доминирования оборота биткойна в экономке, государства теряют контроль над эмиссией и оборачиваемость. Однако, параллельно с этим решается проблема инфляции: биткойн является строго ограниченным ресурсом (sound money), поэтому его стоимость во времени в среднем будет возрастать — это стимулирует сохранять и инвестировать, а не тратить. Финансовые услуги при таком сценарии строятся поверх криптовалют и становятся бесплатно доступны по всей планете, параллельно с интернетом.