1. Центробанк выбрал не самое лучшее время, опубликовав на фоне беспрецедентного скачка ковида «декларацию о намерениях» полностью запретить хождение и майнинг криптовалюты. Это весьма чувствительная тема для миллионов Россиян хранящих или получающих доходы в крипте, в том числе и обходя фискальные органы, но оставляющие большую часть полученных в итоге фиатных денег на внутреннем рынке, стимулируя спрос. (По расчетам ЦБ оборот составляет около 4 трлн руб в год). При этом регулятор попытался переложить часть ответственности за эти намерения на ФСБ, распространив соответствующую информацию через пул СМИ, имеющих доступ к пиар-бюджету банка.
2. Сугубо профессиональная, на первый взгляд, тема получила вследствие этого широкий общественный резонанс и вылилась в прямое поручение президента правительству и регулятору выработать общую позицию и доложить о ее результатах. В правительстве, где сегодня экономические приоритеты определяют идеологические антагонисты либерал-монетаристки Набиуллиной, являющейся к тому же заместителем управляющего МВФ-куратором России, поручили подготовить позицию Силуанову, её единомышленнику и давнему соратнику по работе в разного рода либеральных аналитических структурах в 2000-2013, дабы избежать возможных обвинений в ангажированности.
3. Минфин предложил регулировать криптовалюты не прибегая к их запрету. В частности, проводить все операции через российские банки, в рамках действующего законодательства идентифицировать держателей криптокошельков и обезопасить операции, разделив их на квалифицированных и неквалифицированных инвесторов по типу рынка ценных бумаг. ФСБ (в котором отметили, что с удивлением узнали о своем противодействии криптовалютам), а также Росфинмониторинг поддержали концепцию Минфина, которая направлена для дальнейшей работы вице-премьеру Чернышенко. Важно, что предложения Минфина не ограничивают возможности использовать криптоплатежи минуя СВИФТ и ограничения, связанные с американским долларом.
4. Ни одна общественная или государственная организация, включая парламентские комитеты и банковские союзы не поддержала позицию Центробанка. Это дает основания утверждать, что в итоге будет принята за основу концепция Минфина, если ее одобрит правительство. Такая публичная недальновидная позиция ЦБ по принципиальной тематике, входящей исключительно в его сферу компетентности фиксируется впервые. И по аппаратно-государственной логике должна привести к рокировкам в его руководстве. Набиуллина должна в ходе или накануне предстоящей в июне ротации уступить свое место либо Силуанову, либо гораздо более умеренному и уважаемому в банковских кругах Аксакову, председателю комитета ГД по финрынку, которого поддерживают и силовики.
5. Теоретически не исключен и другой вариант — ЦБ «примет к сведению», внесет косметические изменения и утвердит свой вариант полного запрета крипты. Этого сделать ему никто помешать не может, учитывая особый наднациональный характер статуса регулятора.