Одной строкой не получается.
Что такое воинский учёт автомобилей, какие модели он затрагивает и что делать владельцам
России давно существует понятие военно-транспортной обязанности, в соответствии с которой автомобили определённых категорий ставятся на особый учёт в военкоматах. Разбираемся, какие именно модели он затрагивает и как происходит регистрация таких транспортных средств.
Система воинского учёта транспорта действует ещё со времён СССР — и касается она как частных автовладельцев, так и организаций. Предполагается, что государство может изъять у автовладельцев машины и спецтехнику для нужд Вооружённых Сил России, обеспечения обороны и безопасности государства. Понесённые в связи с этим убытки компенсируются государством в объёмах, которые устанавливает Правительство РФ.
Какие машины подлежат воинскому учёту
В России с 2014 года действует приказ министра обороны №151 с перечнем транспортных средств, которые предоставляются Вооружённым Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, а также создаваемым на военное время специальным формированиям.
В этом перечне 5 разделов: колёсные транспортные средства, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, тракторы, дорожно-строительные машины и механизмы, подъёмно-транспортные машины и механизмы, а также другие машины и механизмы. Каждый раздел содержит перечень конкретных транспортных средств, и этот список довольно велик.
В число таких транспортных средств входят автомобили категории M1G — это машины, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, не более 8 пассажирских мест, а также обладающие повышенной проходимостью. Критерии повышенной проходимости обозначены в техрегламенте: это привод на все колёса, хотя бы один механизм блокировки дифференциала, дорожный просвет под осями не менее 180 мм, углы въезда и съезда не менее 25 и 20 градусов соответственно, возможность преодолевать 30-процентный подъём. То есть под эти нормы можно отнести практически любой внедорожник и существенную часть кроссоверов!
Также в перечень попадают более крупные машины категории N1G, требования к которым чуть проще: полный привод, одна блокировка и возможность преодоления 25-процентного подъёма. Сюда входят, например, все УАЗы, а также полноприводные «Соболи» и «ГАЗели».
Учёту подлежат и автобусы категорий M2 и М3 — транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса которых не превышает (или, в случае с
Как автомобили ставят на воинский учёт
Постановка вышеперечисленных транспортных средств на воинский учёт производится в военных комиссариатах местных муниципальных образований. Но делать это самостоятельно не нужно: все необходимые сведения военный комиссариат получает из ГИБДД самостоятельно, формируя собственную базу данных по видам и типам транспорта, маркам и госномерам.
Отдельно ставить на воинский учёт внедорожники и кроссоверы, а также автобусы и спецтехнику, как это требовалось раньше, сейчас не нужно: эту информацию военкомат также получит из ГИБДД. Поэтому и при постановке машины на регистрационный учёт инспектор МРЭО не вправе требовать какой-либо документ из военкомата.
В каком случае государство может потребовать автомобиль
Система воинского учёта транспорта предполагает, что государство может временно изъять автомобиль нужного типа, если он требуется для нужд армии. А потом — компенсировать владельцу возможные издержки. Однако чётко прописанного в законах порядка действий при такой потребности нет.
Важно понимать, что в первую очередь эта обязанность затрагивает федеральные органы власти, местные власти, органы местного самоуправления. Далее идут организации, в собственности которых есть транспортные средства (сюда же входят порты, пристани, аэропорты, автозаправочные и ремонтные станции и т.д.). Граждане-владельцы транспортных средств — последние, к кому военное ведомство будет обращаться за автомобилями.
При этом, прежде чем запускать подобную процедуру, необходимо провести весьма серьёзную подготовительную работу: определить места хранения транспортных средств, подготовить документы, которые будут выданы собственникам, назначить ответственных за дальнейшую эксплуатацию машины, определиться с порядком компенсации владельцам.
Наконец, сам по себе порядок изъятия транспортных средств и компенсаций за них должен быть прописан в приказах о мобилизации в регионах. До тех пор, пока эти меры нигде не прописаны, забрать автомобиль у владельца никто не может.