Продолжим про масло.
И про мотор 1GR-FE для ЛK-200.
Моторное масло как охлаждающая жидкость отдельного контура охлаждения - это не шутка,
и если площади проходных отверстий масляной системы охлаждения
и другие ее параметры расcчитаны на текучесть масла 0w20 (новый мотор с 2012),
то изменение текучести масла в меньшую сторону (масло 5w30) очевидно вызовет деградацию теплообмена в этой системе,
а значит приведут к худшему охлаждению самой локально перегретой части двигателя - камеры сгорания и поршня в кольцевом поясе.
Уххх =)))
Для жидкого теплоносителя в трубке известна эмпирическая зависимость эффективности теплоотдачи от скорости течения:
Nu = 0.021 Re^0.8 Pr^0.43 ,
где Nu = αd/λ – число Нуссельта, α = GCp(T1− T0)S^−1(Tw − T)^−1 – средний коэффициент теплоотдачи; Cp – теплоемкость теплоносителя; S – площадь боковой поверхности канала; T0 , T1– температура жидкости на выходе и на входе в канал; Tw – средняя температура жидкости; T –средняя арифметическая температура стенки канала; Pr = кинематическая вязкость/коэф. температуропроводности - число Прандтля, Re = ρU d/µ – число Рейнольдса,
λ и µ – коэффициенты теплопроводности и вязкости жидкости, U – среднерасходная скорость; d – диаметр трубки, ρ- плотность жидкости.
То есть действительно, чем выше турбулентность потока (Re) тем лучше теплоотдача (Nu)
И что мы видим: при прочих равных условиях вязкость у нас сидит в критериях Рейнольдса и Прандтля.
Число Рейнольдса может менять значение грубо от десятков и сотен (ламинарное течение жидкости) до тысячи-полутора (переходной режим) и до нескольких тысяч единиц (выше 2300-2500 уже турбулентное течение).
То есть в 10 раз грубо переход от ламинарного до турбулентного.
Теперь смотрим вязкость при 100 градусах из вашей таблички: для 20- 6,9-9,3, для 30- 9,3-12,5 условных единиц. Если взять крайние значения, то они отличаются на 80%. То есть В МАСЛЯНЫХ КАНАЛАХ (а не в пленке на поверхности цилиндра в зоне верхнего кольца) Re при переходе с 20 на 30 может снизиться почти в 2 раза.
Число Прандтля при увеличении вязкости наоборот увеличивается. Для трансформаторного масла при нуле Pr= 866, а при 100 градусах- 44.
Продолжение следует =)