А по-серьёзному хотел узнать себестоимость литра бензина и соляры.
А что? Мне очень нравится...
Тема сисек себестоимости не раскрыта ((((
Кто ж тебе сразу фсе сиськи покажет? рыбацкие прикормки сдаст-то? А вообще-то себестоимость литра бензина/соляры тебя интересует где - на заправке или на нефтезаводе? С налогами или без?
А теперь по серьёзному про себестоимость литра бензина и соляры.
Российская нефтепереработка сегодня представлена 27 крупными НПЗ, 19 из которых входят в структуру вертикально интегрированных компаний, а так же порядка 300 мини НПЗ, объём переработки нефти на которых порядка 4% от общего. Про процессинг уже писали, там как договоришься с хозяином нефти – чаще всего стоимость и объёмы переработки фиксируются на год, по истечении которого пересматриваются (а не многократно, как на заправках). В ВИНКах всё гораздо сложнее. Там, в целях оптимизации расходов (и налогов в том числе), могут те или иные расходы (в том числе и инвестиционные) отнести на любые из звеньев всей цепочки – соответственно реальная себестоимость производства литра бензина может быть размазана или же на неё отнесут другие затраты.
Российская нефтепереработка весьма неравномерно распределена географически: примерно половина всех нефтеперерабатывающих мощностей сосредоточена в Поволжье и Западном Урале. Такая неравномерность сказывается на рынке: где-то много перерабатывающих мощностей, а в Центральном регионе, Северо-Западном, на Юге России их катастрофически не хватает. Таким образом, средневзвешенную цену на бензин увеличивают огромные затраты на его перевозку, цену бензина не дают снизить высокие транспортные тарифы: по ряду регионов стоимость перевозки бензина по железной дороге за последние полгода выросла в несколько раз.
Цена топлива складывается из трех блоков: себестоимость, фискальная составляющая и прибыль. Соотношение между этими блоками следующее: примерно половина цены уходит в казну, 30% – это собственно себестоимость товара и 20% составляет совокупная прибыль на всех этапах движения товара от «скважины до пистолета».
По многочисленным источникам, освещающих этот вопрос, составлена более подробная карта структуры цены на 2010 г.

Налоги включают: НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых), акциз, НДС и налог на прибыль. Ставки налогов периодически пересматриваются, но в целом удельный вес фискальной составляющей по различным источникам остается в пределах 48-50%.
Себестоимость. Этот блок включает все затраты, включая расходы на добычу, транспортировку, переработку, хранение на промежуточных нефтебазах, содержание АЗС и прочие расходы, связанные с прямыми и косвенными затратами, сопровождающими весь производственный цикл «от скважины до пистолета». Естественно, что цифра 27,7% отражает «среднюю температуру по больнице». Для каждого отдельно взятого НПЗ или региона стоимость переработки или транспортировки могут существенно отличаться друг от друга. Себестоимость товара довольно скрытная, непрозрачная цифра, защищенная грифом «коммерческая тайна». Но для примера: одна и та же (по типу и конструкции, а так же и месту изготовления) задвижка на воду и нефть. Приложение ко второй сертификата с разрешением на применение в среде нефтепродуктов более чем в двое увеличивает её стоимость. Тем не менее, аналитики нефтяного рынка по косвенным оценкам затрат, оценивают ее, примерно, как 30% в цене литра топлива.
Прибыль 20-25% . На первый взгляд неоправданно высока. Но, учитывая, что эта цифра «размазана» по всей производственной цепочке – добыча, переработка, хранение, перепродажа и собственно реализация на АЗС, не представляется неправдоподобной. Зная о том, что доход НК и АЗС-ников еще облагается различными налогами, нетрудно подсчитать, что государство от продажи 1 литра бензина получает свыше 60% в казну.
Для других видов топлива, например дизельного, структура цены не столь уж сильно отличается от вышеприведенной структуры бензиновой цены.

Российская налоговая система сегодня устроена так, что рост налогов на нефтепродукты напрямую связан с ростом цены на нефть на внешнем рынке. С января 2004 года за основу расчета НДПИ принимается цена нефти на международных рынках, а не внутри страны. Поскольку нефть на мировых рынках дорожает, растет и налог - каждый доллар повышения цены на нефть на внешнем рынке приводит к повышению НДПИ на 50 рублей. Первым следствием этого, естественно, является подорожание нефти и нефтепродуктов на внутреннем рынке, поскольку величина НДПИ автоматически включается в их стоимость. Вторым, менее очевидным результатом такого порядка исчисления налога оказывается большая привлекательность экспорта сырой нефти по сравнению с нефтепереработкой в России, потому что просто глупо продавать нефть на внутреннем рынке по 20 долларов за баррель, а платить налогов, как если б ты ее продавал по 50 долларов на внешнем рынке. Разделения потока — вот эта нефть экспортная, а эта — для внутреннего рынка — у нас нет. НДПИ распространяется на всю нефть.
Высокие налоги и сбытовые издержки не только не позволяют снизить цены на бензин, но и не оставляют нефтепереработчикам достаточных средств на инвестиции в расширение и развитие производства нефтепродуктов. Между тем без модернизации отечественной нефтепереработки о снижении цен на бензин можно только мечтать. Из-за низкой глубины переработки (на основных НПЗ, входящих в нашу систему, глубина переработки нефти в среднем составляет 71% против 90-94% в США) нашим производителям для получения 1 тн. бензина приходится перерабатывать в 2 раза большее количество нефти, чем их американским коллегам. При простом увеличении объёмов переработки нефти удешевления бензина не получится, поскольку увеличится выход мазута, а его ещё нужно куда то девать…

Нынешняя попытка государства (наконец-то) стимулировать производство высококачественного топлива относительным увеличением акциза на низкокачественное, а так же и принятие техрегламента по внедрение требований «Евро-3» и «Евро-4» упирается в полное отсутствие готовности автопарка к такому переходу. И если машины отечественного производства можно убирать с улиц путем введения более жестких требований к двигателям машин то, что делать с сельскохозяйственной техникой и транспортом оборонного комплекса? Их двигатели всегда «затачивались» на всеядность. Да же если они смогут работать на новых видах топлива, выбросы в атмосферу от этого не улучшаться (а регламентируются именно выбросы, а не «качество» топлива или двигателей). Для снижения выбросов помимо улучшения качества топлива необходима замена всего двигательного парка. Стоимость такого топлива значительно выше, а это значит дополнительные дотации из бюджета сельхозпроизводителям и в оборонку. Ну а динамика изменения российского автопарка будет зависеть от экономической ситуации в стране.

В числе главных причин высоких цен на топливо: деятельность монополий (у нас 3 компании контролируют более половины рынка дизтоплива, пять – более 70 процентов рынка бензина), непродуманная налоговая политика, и, наконец, технологическую отсталость наших НПЗ. Во всём мире страны, имеющие в избытке энергоресурсы, держат розничные цены на них по возможности максимально низкими – таким образом, покупая дешевое топливо, граждане реализуют свое право на общенародное достояние – природные ресурсы. А у нас государство сосет из нас за наши же ресурсы огромные деньги. Причем дорожный налог так и не отменен по факту. Акцизы увеличены. О влиянии такой налоговой политики на инфляцию говорить излишне.

Правительством РФ приняты решения:
- о запрете подключение к магистральным нефтепроводам новых НПЗ, глубина переработки на которых - меньше 70%.
- об унификации таможенных пошлин, которая стимулирует в большей степени экспорт светлых нефтепродуктов, чем темных (предполагается что это позволит стабилизировать рынок нефтепродуктов РФ);
- о разработке проекта Федерального закона «Об основах государственного регулирования деятельности по добыче, переработке и транспортировке нефти и нефтепродуктов», устанавливающего требования к технологии переработки нефти по улучшению качества получаемых нефтяных фракций и глубине переработки нефти не менее 85%;
- разработана Генеральная схема развития нефтяной отрасли на период до 2020 г., целью которой является определение условий, обеспечивающих максимизацию бюджетного и экономического эффектов функционирования нефтяной отрасли в перспективе до 2020 г., а также выстраивание приоритетов в отношении основных направлений развития отрасли в разрезе регионов, сроков и основных инвестиционных проектов.
- о введении механизма расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты по формуле «60-66».
Механизм «60-66», введенный правительством в августе, предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть примерно на 7% при изменении формулы ее расчета. Будет учитываться не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в 182,5 доллара за тонну, а 60%. При этом введён повышенный уровень налога на экспорт бензина – 90% от пошлины на нефть.
Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты унифицируются на уровне 66% от пошлины на нефть. С 2015 года ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты будут повышены до уровня пошлины на сырую нефть.
Такой налоговый режим это вообще не стимул для рынка нефтепереработки и потребует такого объема инвестиций, который ни одна компания на себя не возьмет. Другой минус в том, что это постановление стимулирует экспорт нефти и не стимулирует экспорт нефтепродуктов. Нефтеперерабатывающий бизнес становится полуубыточным, то есть придется работать на грани рентабельности. По прогнозу заместителя министра энергетики России Сергея Кудряшова первичная переработка нефти снизится, а экспорт нефти увеличится на 20-25 млн тонн. Ряд НПЗ, ориентированных на экспорт, станут нерентабельными и в среднесрочной перспективе закроются.
Что касается пошлин на экспорт бензина, то здесь рассматривается возможность ее снижения после прохождения сезонного пика потребления бензина в августе-сентябре, чтобы дать возможность компаниям отправить на экспорт излишки бензина, невостребованные внутри страны.
Без государственной помощи нефтяникам не обойтись - своих денег не хватит, а инвесторов при таких налогах и калачом не заманишь. У крупных компаний есть конкретные инвестиционные планы модернизации этих производств общей стоимостью 780 млрд рублей. При этом на совещание 28 октября 2010 в г. Новокуйбышевске по вопросу «О проекте генеральной схемы развития нефтяной отрасли на период до 2020 года» Путиным В.В. озвучено что в целом по отрасли до 2020 года необходимо будет инвестировать более 8,6 трлн рублей. То есть государство инвестировать будет и да же в больших объёмах, чем запрашивали (хотя и они наверняка закладывали больше необходимого на случай вероятного урезания). Законодательно заставляя проводить модернизацию производства, вынуждают брать эти деньги в значительно больших объёмах, чем это необходимо. Разницу вернут откатами, а иначе этих денег не дадут и производство, без проведения модернизации и приведения в соответствие с требованиями техрегламента и новых законов, закроют. И потом уже всю сумму полученных инвестиций необходимо будет вернуть со всеми сопутствующими кредитными обязательствами. В лучшем случае будет понижена кредитная ставка.
