Статья с "клуб-ниссан"
Сравнение схем полного привода «Patrol Y-62» и «TLC-200»
«…Неделю как являюсь обладателем этого замечательного здоровяка. И если бы год назад мне кто-нибудь сказал что когда-нибудь я буду ездить на таком автомобиле, я бы наверное ответил, что это из области фантастики. Всю жизнь катал БМВ, неплохие БМВ. Ценил их за все те качества, за которые их ценят и другие автолюбители, и до сих пор являюсь поклонником этой марки. Последними моими баварцами были Х5 (е-70) и бэушная, но достаточно свежая 550-я (е-60)...
…Лэнд Круизер 200? За рулем не ездил, только пассажиром. Показалось что в управлении примерно то же самое что и Лексус, а то и похуже. Только движки поскромнее, салончик и комплектация победнее, опухоли по кузову, да ещё и этот… как его… неразрезной мост! На кой он мне ляд? Поизучал мнения специалистов и «специалистов» и пришел к выводу что на моих маршрутах, периодически включающих легкое и среднее бездорожье, плюсов от него особо не видно, зато минусы значительны. Я в общем-то и на Х5 там пролазил...
…Полазил, пощупал, посмотрел – супер! Он исключителен во всем. И превосходит наверное во всем всех потенциальных конкурентов. Двигатель и динамика – без комментариев, всё и так понятно. Интерьер и комплектация – 200-ка уступает, а Лексус вроде как по крайней мере не лучше...»
Сравнение схем полного привода «Patrol Y-62» и «TLC-200"
Прочитал в сети душевный и высокохудожественный рассказ некоего человека, который всю жизнь ездил на БМВ, и другой машины для себя вообще не представлял, но вдруг неожиданно взял, да изменил белому пропеллеру, купил новый Патруль (Y-62), и с удивлением обнаружил, что есть на свете автомобили не хуже, чем БМВ, а в чем то даже и лучше!
Ну и естественно, перед тем как купить, нужно было с кем то сравнить, а сравнить то было особо и не с кем, кроме… Правильно, кроме ТЛК-200. Вот тут и оказалось, что ТЛК уступает Y-62 практически во всем…
Словом, как говорил Остап Бендер: «Грустно девицы».
Неужели наконец свершилось чудо, и концерн Nissan победил своего извечного конкурента концерн Toyota, создав такой флагман модельного ряда, который наголову превосходит лучшую машину конкурента - ТЛК-200?
Дорогие мои маркетологи дилеров Nissan, умело и ненавязчиво продвигающие товар в массы, а также прочие поклонники этой фирмы. Сообщаю вам по секрету, что и в этот раз обошлось без чуда. И сравнивать данные машины по меньшей мере некорректно. Ибо они очень разные. И резкое отличие обусловлено различными схемами организации полного привода, которые используются на этих автомобилях.
Спросите маркетологов или менеджеров Nissan, как устроена и на каких принципах основана работа механизмов полного привода «Patrol Y-62», и они тут же стыдливо отведут глаза в сторону, и начнут сбивчиво плести что-то насчет превосходной интеллектуальной (думающей) системы, которая ежесекундно отслеживает ситуацию и распределяет крутящий момент между осями так, как это наиболее выгодно в данный момент времени и все это просто фантастика, словом, применены передовые технологии ХХI века.
Но что и как конкретно работает вам так никто и не расскажет. Ибо гордиться тут особо нечем, принципиальная схема полного привода «Patrol Y-62» мало отличается от той, которую использовали в автостроении еще в первой половине прошлого века.
Теперь нужно сделать небольшой экскурс в историю и вспомнить, что в 30-х годах минувшего столетия в странах с развитым автостроением начало бурно развиваться производство грузовых автомобилей с двумя ведущими мостами. Многие фирмы для снижения себестоимости проектировали полноприводные автомобили на базе обычных заднеприводных. Это оказалось очень удобно в плане унификации, достаточно было взять серийный заднеприводный автомобиль, поставить на него передний ведущий мост и установить раздаточную коробку. Для упрощения конструкции межосевой привод делали блокированный, т.е. без межосевого дифференциала. При выезде из бездорожья на шоссе шофер рычагом отключал от трансмиссии передний ведущий мост, и автомобиль становился заднеприводным. А если он забывал это делать, то происходил интенсивный износ деталей силового привода и шин. Шоферы в те годы забывчивостью не страдали, но позже для подстраховки невнимательных конструкторы усовершенствовали систему привода, введя в раздаточную коробку двухсторонние автоматические муфты свободного хода. На шоссе машина двигалась за счет тяговой силы колес задней оси, а на бездорожье или в условиях недостаточно хорошего сцепления они пробуксовывали, муфта в раздаточной коробке автоматически замыкала силовую цепь, и крутящий момент начинал подводиться к переднему ведущему мосту. А при выезде на твердую дорогу или при повороте муфта автоматически размыкалась (выключалась) и отключала передний мост. Впоследствии такая схема силового привода получила наименование «блокированный межосевой привод с автоматическим подключением (отключением) передней ведущей оси».
В конце 30-х годов в ведущих мировых странах началось развитие военных легковых полноприводных автомобилей-разведчиков, впоследствии объединенных термином «джип». При конструировании их силового привода инженеры пошли по двум путям.
Немецкая инженерная школа использовала постоянное соединение двух ведущих осей через дифференциал. Впоследствии эта схема получила название «неотключаемый (перманентный) дифференциальный межосевой привод».
Американская инженерная школа использовала блокированный межосевой привод с принудительным подключением (отключением) передней ведущей оси.
Оба инженерные решения имеют свои достоинства и недостатки, о чем будет сказано ниже.
Как известно, легковые полноприводные автомобили фирма Nissan начала производить с 1951 года.
Nissan 4W-60
Первый образец «Nissan 4W-60» являлся практически точной копией американского джипа М-38А1, разработанного ныне забытой фирмой «Willys Overland», и соответственно получил от него в наследство систему полного привода с принудительным подключением переднего моста. Впоследствии автомобиль совершенствовался, и вот в октябре 1958 года произошло знаковое событие: было произведено очередное обновление, машина получила индекс «4W-65», и что самое главное, обзавелась фирменной табличкой «Patrol», расположенной на боковине капота, с которой уже больше никогда не расставалась.
Так родился легендарный Патруль.
«Patrol 4W-65»
Время шло, Патруль постепенно обновлялся, выходили новые модели, но инженеры Nissan не меняли схему межосевого привода. Единственным усовершенствованием было введение в ступицы передних колес муфт (хабов), с помощью которых осуществлялось отсоединения приводных валов от ступиц, что совместно с отключением в раздаточной коробке обеспечивало полное отсоединение деталей силового привода. В итоге при движении машины эти детали оставались неподвижны, что снижало расход топлива, поскольку устранялись ненужные потери мощности в переднем приводе.
Такая схема межосевого привода была проста, недорога и достаточно надежна. Но имела существенный недостаток: полный привод нельзя было использовать при движении на шоссе и в иных случаях хорошего сцепления ведущих колес с дорогой. В результате рядовой автолюбитель, купивший Патруль, получал заднеприводный автомобиль, который можно эксплуатировать в полноприводном режиме только на бездорожье. Этот недостаток маркетологи фирмы пытались сгладить, объясняя, что движение по шоссе с двумя ведущими осями не имеет никакого смысла, а порой даже опасно. Всем известно, что полноприводный автомобиль тяжело выводится из заноса, а заднеприводный напротив, легко. То есть заднеприводный автомобиль очень предсказуем и понятен, а полноприводный непонятен, следовательно опасен.
Это все лукавство, полнейшая безграмотность или желание скрыть конструктивный недостаток.
Общеизвестно, что в результате контакта колеса с опорной поверхностью возникает сила сцепления шины с дорогой. Часть этой силы используется колесом для развития силы тяги, а оставшаяся часть используется для противодействия боковым силам, стремящимся сдвинуть колесо вбок. Чем больше колесо израсходует «запаса» силы сцепления для тяговой силы, тем меньшая по величине боковая сила может вызвать поперечное скольжение колеса, т.е. занос.
Из изложенного очевидно, что ось автомобиля, колеса которой работают в ведущем режиме (развивают силу тяги), более склонна к заносу, чем ось с ведомыми колесами (при примерно равной весовой нагрузке).
Из-за этого у переднеприводного ав-ля при прохождении поворота на большой скорости заносит (сносит) наружу поворота переднюю (ведущую) ось, а у заднеприводного стабильно заносит заднюю.
Следовательно, распределение крутящего момента между двумя ведущими осями улучшает устойчивость автомобиля и позволяет увеличить скорость прохождения поворота без заноса, то есть без потери устойчивости.
Таким образом очевидно, что на скользкой дороге Патруль с двумя ведущими мостами более устойчив, чем при движении только с задним ведущим мостом. Но вот беда, дифференциала межосевого нет, значит в зимнее время года на шоссе с неоднородным покрытием, когда участки льда-снега сменяются чистым асфальтом, постоянное движение в полноприводном режиме повлечет ненужный износ деталей силового привода и шин. А на скользком покрытии при прохождении поворота машина будет плохо управляться, сначала будет ярко выраженный занос передних колес наружу поворота, словно у переднеприводного автомобиля, а затем резкий занос колес задней оси, как у заднеприводного. А причиной этому является отсутствие межосевого дифференциала: при повороте в соответствии с кинематикой движения выходной вал раздаточной коробки, связанный с передней осью, должен вращаться с большим числом оборотов, чем вал, связанный с задней. Но привод блокирован и валы вращаются с равной угловой скоростью. Итог – возникновение момента сопротивления повороту, проще говоря, машина с блокированным межосевым приводом склонна к прямолинейному движению и поворачивать не любит. Поэтому владельцам Патрулей 60 и 61 приходилось выбирать из двух зол: либо двигаться зимой по шоссе потихоньку на заднем приводе, либо включать передний мост, и не забывать перед поворотами снижать скорость, заодно смирившись с повышенным износом деталей силового привода и шин.
Теперь не лишним будет вспомнить, что извечный соперник фирмы Nissan фирма Toyota тоже начала выпуск легких полноприводных автомобилей в 1951 году.