Хоть глаз коли
12.02 2008, 04:20 «Новые Известия»
Российские автоинспекторы обмениваются тайными знаками на удостоверениях строптивых водителей
Сейчас в ГИБДД города Обнинска Калужской области проходит проверка в связи с жалобой местного жителя Валерия Юнга. Горожанин утверждает, что остановивший его автоинспектор проделал на его водительском удостоверении дырку – проколол левый глаз на фотографии Валерия. Как уверяют правозащитники, такие пометки на документах сотрудники ГИБДД делают для того, чтобы передать друг другу информацию о том или ином водителе. Согласно этой инспекторской тайнописи «выколотый» глаз означает конфликтный характер автолюбителя. Эксперты не исключают, что такая символика действует на всей территории России.
Недавно в Калужской области произошла такая история. Сотрудник ГИБДД, остановив под вечер жителя Обнинска Валерия Юнга, заявил, что тот ехал без ремня безопасности. Автомобилист тут же начал жарко спорить. По его мнению, разглядеть, в каком положении находился ремень безопасности в темноте через тонированные стекла, было невозможно. Кроме того, когда его остановил инспектор, Валерий якобы действительно отстегнул ремень. Но уже после остановки. Кто прав, кто виноват, выясняли 40 минут. В итоге водителю все равно вручили протокол о нарушении. «Когда я приехал домой и достал права, то увидел, что документ проколот, – сообщил “Новым Известиям” Валерий Юнг. – На левом глазу на фотографии появилась микроскопическая дырочка, которую хорошо видно только на просвет. Еще она ощущается пальцами с обратной стороны. Мне было это очень не- приятно, как будто документы побывали в руках члена какой-то секты или чернокнижника». Водитель твердо убежден, что фото ему проколол инспектор, чтобы показать другим сотрудникам ГИБДД, что этот автомобилист – конфликтный человек, и с ним нужно быть беспощадным. Чтобы добиться наказания для гаишника, Валерий Юнг написал жалобы в различные инстанции. В обнинском суде, правда, его бумагу к рассмотрению не приняли, предложив обратиться в милицию. Сейчас по жалобе г-на Юнга проводится проверка.
В Госавтоинспекции заявляют, что такие метки – плод фантазий впечатлительных водителей. Начальник обнинского отделения ГИБДД Сергей Петров в разговоре с корреспондентом «НИ» пояснил, что проколоть водительские права невозможно. Во-первых, права изготовлены из пластика в полтора миллиметра толщиной. Во-вторых, остановленный автолюбитель находился рядом, и в его присутствии проблемно было что-либо сделать с правами, чтобы он не заметил. А в-третьих, обладатель документа мог проделать дырочку сам. Правда, зачем, не понятно.
В российском Департаменте обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД) сообщения о метках на документах также считают вымыслом. «У нас не было ни одной жалобы от водителей на проколы в документах, – сообщил “НИ” заместитель начальника ДОБДД России Владимир Кузин . – Я не могу представить, как автоинспектор будет прокалывать удостоверение. Это абсурдная ситуация. Сейчас практически все водители держат удостоверение и другие документы на машину в специальном бумажнике, и наши сотрудники пролистывают их, не доставая».
Но правозащитники не разделяют уверенности руководства ГИБДД, утверждая, что давно знают о тайных знаках. «Пометки стали появляться с начала этого века, – рассказал “НИ” президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин . – Всевозможные дырки, выполненные иголкой, точки, буквы и знаки, выдавленные шариковой ручкой, загнутые уголки. Эти метки означают разное – что человек спорит, что он юридически подкован, и с ним надо вести себя жестче, что он часто бывает “под мухой”, или с удовольствием даст взятку, лишь бы не составлялся протокол. Настоящая кодовая система!»
Так как официально гаишники не признаются, какой именно знак что символизирует, то водителям ничего не остается, как самостоятельно по крупицам сопоставлять знаки на документах и свое поведение при общении с инспекторами. Особенно ценятся признания знакомых милиционеров. «Мне друзья-инспекторы рассказывали, что гаишники особо злобных водителей метят в глаза – прокалывают иголкой зрачок, – пишет в конференции на автосайте постоянный посетитель. – Я сам несколько раз бурно выяснял отношения с инспекторами, присмотрелся к своим правам и впал в шок: на фото глаз проколот, и точно такая же дырочка на носу». «Рот наколот – ругаться будет, уши – вроде бы не даст взятку, потому что знает законы», – делятся своими наблюдениями водители. Другие автолюбители выдвигают свои версии: «Мне прокололи глаза, потому что денег не дал, пошел на принцип, а у моего знакомого поставили точку на носу после того, как в его машине нашли наркотики, а он отмазался деньгами». Водители сходятся в одном: если прокол на лбу, то это сигнал о жадности, в глазу – человек будет ругаться и может дойти до мордобоя, на носу – пойман на пьянке, но откупился, а если прокол на ушах, то человек явно будет судиться. Быстрее всего автомобилисты расшифровали пририсованные рога и буковку «К», выдавленные около года назад ручкой на удостоверении жителя Новосибирска Сергея Демянского. «Водитель обидел инспектора и будет козлом отпущения на дороге», – пришли тогда к выводу автолюбители.
Такой хаос в трактовке пометок объясняется легко. «Наша страна большая, и автоинспекторы просто не успели договориться друг с другом о единой системе обозначений, поэтому в каждом регионе их смысл может разниться, – говорит Виктор Травин. – Но лично я выступаю против того, чтобы Россияне узнавали о значении этих точек. Те, кто не умеет давать взятки, но предпочитает откупиться, будут накалывать себе на удостоверения метки, чтобы установить связь с нечистыми на руку инспекторами. В этом случае водители станут поощрять эту конспиративную и незаконную систему инспекторов».
Правозащитники убеждены: лучше всего держать свое удостоверение «в чистоте» и менять его, если на нем обнаружены проколы. «Сделать отметину гаишник может только в том случае, если он взял документ в руки, – говорит Виктор Травин. – Поэтому, принимая документ обратно, тщательно изучите его. Если же вы хотите полностью обезопасить себя, то включите диктофон, который сейчас есть на сотовых телефонах, и, передавая документы, проговорите вслух: мое водительское удостоверение без видимых повреждений». Если сразу не заметишь прокол или пометку, то потом доказать это будет сложнее. «Если вам инспектор вернул удостоверение с пометками, то нужно обратиться к начальнику подразделения, в котором он служит, – объяснил “НИ” заместитель начальника ДОБДД России Владимир Кузин. – По заявлению будет проведена проверка».
Несмотря на то, что руководство ДОБДД не верит в тайные знаки на водительских правах, местные власти уже ищут способы борьбы с действиями сотрудников ГИБДД, компрометирующими честь автоинспекции. «Я знаю, что в Москве и Подмосковье инспекторы получили распоряжение при изъятии водительского удостоверения – когда водителю светит лишение прав – записывать в протокол, что документ получен без повреждений», – говорит «НИ» Виктор Травин. Подобный приказ был вынесен и в Латвии, где власти озаботились проблемой меченых документов. Местное руководство дорожной полиции официально объявило, что будет увольнять сотрудников, портящих удостоверения водителей. Эксперты не сомневаются: если бы российские власти начали открыто бороться с незаконной тайнописью, то улучшение ситуации не заставило бы себя ждать