Вот и у меня дошли руки сделать фотоотчётик по резине. В общем-то спасибо Александру, т.к. за основу были взяты его идеи и опыт. Собственно вот:
Давно, очень давно, собирался купить на свой автомобиль покрышки, соответствующие его «внедорожному» статусу. По заверениям опытных джиперов шины – это 70% проходимости автомобиля. Ни какие электронные системы «антибуксы», даже ни какие жёсткие блокировки дифференциалов не помогут автомобилю, обутому в шоссейную резину, преодолеть подъём по раскисшей после дождей лесной дорожке. Всё это я в какой-то мере ощутил на себе, когда автомобиль, беспомощно скользя всеми четырьмя колёсами, скатывается в ближайшую яму вместо того, чтоб ехать в заданном направлении. Как вариант, можно обуть поверх шоссейной резины цепи, но их эксплуатация сопряжена со многими ограничениями, и рисками повредить тормоза и подвеску. Да и снимать/надевать цепи перед каждым сложным участком отнимает много времени и сил. К тому же конструкция передней подвески TLC-120 (очень малое расстояние от покрышки до верхнего рычага) делает весьма проблематичным одевание цепей на передние колёса.
С другой стороны я городской житель, проживающий в самом центре огромной страны, и большую часть времени эксплуатирующий автомобиль на асфальте. Немаловажным фактором также является климат. В наших местах полгода зима, и хотя большинство внедорожных покрышек имеют маркировку M+S, мы прекрасно понимаем, что их «всесезонность» распространяется на условия субтропических широт с редкими, быстро тающими снегами. В наших климатических условиях передвигаться на таких покрышках зимой – самоубийство. Всё это наводит на мысль, что внедорожная резина должна быть дополнительным комплектом к шоссейной для выездов в экспедиции в летний период времени.
Теперь, на основе имеющегося опыта экспедиций, я проанализировал составные части пробега автомобиля и пришёл к выводу, что порядка 90% пути проходит по асфальту различного качества, ещё 5% по гравийным участкам, оставшиеся 4% приходятся на грунтовые дороги и только 1% на то, что можно назвать бездорожьем. Исходя из такого расклада и строились требования к выбираемым шинам:
1. Износостойкость по асфальту;
2. Уверенная, комфортная управляемость;
3. Хорошее самоочищение на «мыльном» грунте (слабый верхний слой на твёрдой основе);
4. Хорошие тяговые характеристики на слабом грунте.
Может для кого такой выбор приоритетов и покажется странным, но вернёмся к предыдущему абзацу и перечитаем расклад типового пути в процентах. Износостойкость вынесена на первое место именно из-за огромных, в тысячи километров пробегов по асфальту. Какой толк от «зубастой» резины, если все её «зубы» сточатся ещё до того, как закончится шоссе? На втором месте у нас стоит «управляемость» опять же из-за большого километража по асфальту. Ехать медленно на покрышках, которые не держат дорогу, «воют» и трясут автомобиль тысячи километров – одно мучение. А я еду отдыхать и получать удовольствие, следовательно просто обязан позаботится о комфорте и безопасности. Да и расход горючего тоже не забыт. Ну вот, представим, что цивилизованные дороги закончились, и мы выехали на раскисшую глину грунтовки. Чтоб колёса автомобиля не превратились в беспомощные катки рёбра резины должны быть достаточно редкими и расставлены в соответствующем «рисунке». Всё это позволит колёсам не «замыливаться» и продолжать тащить автомобиль в нужном направлении. Хорошие боковые зубцы позволят выйти из глубокой колеи, если автомобиль случайно туда угодит.
Прочитав огромную массу материала из интернета и подытожив опыт множества людей я пришёл к выбору покрышек марки Cooper Discoverer STT. При выборе в качестве основных конкурентов рассматривались Mickey Thompson BAJA MTZ, BFGoodrich Mud-Terrain T/A KM2, Federal Couragia M/T. Большинство других брендов отпали по причинам отсутствия необходимых размеров, недостаточного соответствия вышезаявленным требованиям и сложных схем заказа из других городов. Т.к. мне требовались покрышки на диски диаметром 17”, то с размерностью всё оказалось совсем плохо. Нужных размеров либо не выпускали, либо просили за них несуразно высокие цены. Лучше всего дело обстояло с покрышками бренда Federal. Они были в наличии в Красноярске нужного размера и цена из всех рассмотренных самая низкая, но мне не удалось найти достаточного количества положительных отзывов об их эксплуатации. Долго я ходил вокруг них, смотрел, щупал, но в итоге отказался (до лучших времён). Бренд Mickey Thompson также был представлен в наличии, но цена слегка шокировала. Учитывая, что эти шины выпускаются на одних заводах с Cooper Discoverer и имеют аналогичный рисунок протектора, не понятна почти полуторная разница в их цене. Не смотря на знаменитый бренд и неплохие рекомендации переплачивать за «шильдик» я не стал. Наиболее известные в джиперской среде являются покрышки BFGoodrich, но часто встречающиеся нарекания на слабую боковину вынудили меня искать альтернативу, которая в итоге была найдена в виде Cooper Discoverer STT. По этим шинам американского производства масса положительных отзывов и цена, при заказе от проверенных поставщиков в Санкт-Петербурге, находилась на приемлемом уровне.
При выборе резины повышенной проходимости хотелось попутно решить ещё и вопрос увеличения дорожного просвета автомобиля. Для этого были выбраны колёса большего относительно штатного диаметра 285/70R17 (штатные 265/65R17). Данный выбор также делался на основе изучения многочисленного положительного опыта эксплуатации TLC-120 другими людьми. Исходя из их опыта установка колёс диаметром 33” заметно улучшает проходимость автомобиля, но при этом минимально сказывается на его надёжности. Единственный нюанс такой замены состоит в необходимости небольшого лифта подвески ~2” и изменения вылета дисков со штатных 30мм. до 20мм. (чтоб исключить задевание колёс за детали подвески). На момент покупки колёс необходимый лифт уже был сделан, осталось только приобрести диски соответствующей размерности. Свой выбор я остановил на литых дисках КиК Риальто (КС629) цвет платина. Неброский, но вполне гармоничный дизайн хорошо сочетается со стилем и цветом автомобиля, а их цена, на уровне китайских поделушек, весьма порадовала кошелёк. Им бы не такие нарочито выпирающие колпаки…
При покупке дисков выяснилось, что в отличии от родных они имеют сверловку под конусную гайку как стальные. Пришлось купить комплект фирменных гаек под конус. Теперь у меня два комплекта дисков, каждый со своим комплектом гаек .
Колёса были смонтированы на автомобиль для проверки. Выяснилось, что в крайних положениях руля протектор задевает за подкрылок в районе переднего бампера. Задевание не существенно, но я всё же решил его устранить с помощью фена и своих рук. Теперь колёса двигаются в арках как и положено. Расстояние от резины до рычага осталось как на штатных колёсах. В заключении был сделан небольшой фотоотчёт, колёса сняты и убраны на хранение до ближайшей экспедиции.