я же забегу вперед и скажу, что у нас это НЕ ПОШЛО (в дело), поэтому застревать на теме спиртов смысла нет.
1.3.) МТБЭ = метил третбутиловый эфир. пожалуй самый интересный из доступных продуктов.
нет поймите правильно, это ОЧЕНЬ недешевая октан-повышающая добавка, но наиболее ценная из доступных.
в чем прелесть? во-первых он нет так вреден, как предыдущие. во вторых его родное октановое число колеблется от 110 до 130 единиц по исслед. методу, и 95-100 по моторному. плюс, хотя это и эфиро/спиртовый класс, у него нет проблемы "накопления" воды, и потому его использования для поднятия октанового числа бензина наиболее оправдано, ну разве что дорого, + некоторые еще некоторые технологические ограничения. но так или иначе - МТБЭ наиболее интересный для нас -
потребителей компонент повышающий котановое число.
СПОСОБ ТРЕТИЙ (3)
он реальный (всмысле мы это и имеем на заправках), пожалуй самый верный на данный момент, ну и последний... дальше уже области высоких технологий и великих
проектов, которые до нас еще не скоро дойдут. вам это будет врядли интересно, поскольку глобальные вопросы технологий, заводов, оборудования и т.д. это была прелюдия... вернемся в нашу реальность. помните на первой странице упоминалось, что бензин уже не "бензин", а "бензиновая смесь"?
так вот для вашего понимания эта смесь примерно такова, для упрощения понимания берем 1 литр бензина и там...
(примерные цифры, "средняя температура по больнице" % будут зависеть от производителя бензина)
1 литр бензина содержит:
1) бутан (бутаны н- и изо-) = примерно 5% от литра
2) бензин каталитического риформинга = примерно 53%
3) бензин каталитического крекинга = примерно 10%
4) изомеризат = ~2%
5) алкилат = ~1%
6) прямогонный бензин = ~25% (примечательно: в европе и США, не более 10% !!! широка душа русская...)
7) бензин коксования = ~5% (примечательно: в европе и США, этот вид НЕ добавляется в топливо)
кислородсодержащие добавки (оксигенаты из п. 1.1-1.3 способа 2) = примерно 0.5% (в США и Европе до 1.5%)
немного пояснений:
п.1 - ну с бутаном уже разбирались, пройдено. кто забыл перечитывает 1-ю страницу.
и
п.4 - изомеризат (например пентан-гексановой смеси) является чисто техническим процессом, и особо нас не интересует. из газов, достаточно понимания, что
добавляет бутан.
и
п.7 - бензин коксования, чистой воды подмешивание, ну надо же его куда-то девать... его октановое число редко превышает 55 единиц. сами понимаете - нафик бы он не сдался...
п.2 - бензин каталитического риформинга
пожалуй один из самых интересных для технолога моментов, судите сами (пробую по-простому):
эти установки позволяют получить высооктановые компоненты бензина + различная химия (ароматического типа, например бензол) которая применяет всюду и повсеместно в быту и производтстве не только топлив. в чем прелесть ароматики? да очень просто - эти соединения одни из самых высокоотановых... что нам собственно и надо.
забегая вперед: все эти страшные слова риформинг, потом (будет далее) крекинг и т.д.
можно поделить на 2 части: сырье можно преобразовать химически и термически (от слова "термо" - температура)
"риформинг" это как раз химическое преобразование сырья, хотя температура в реакторе и достигает 600 оС, а давление скачет до 35 атмосфер.
но в этом процессе важен химиз. далее я буду говорить о крекинге - вот он типичный термический представитель, а тут важна химия.
я опущу технические подробности, их много, и все очень не просто. уйдет не одна страница темы, чтобы описать этот (и другие) процесс правильно. попробуем применить его на себя, на наш быт.
ключевым моментом является использование катализатора.
что такое "катализатор"? я уже употреблял это понятие ранее, наверно стоит объясниться:
Катализатор — это некое вещество (может быть любым в зависимости от задачи, может и серная кислота, а может и платина), которое ускоряет или вызывает реакцию, при этом само вещество - катализатор остается прежним.
проще говоря сам он не меняется (хотя может "грязниться" или просто устареть, оработать свой срок), но заставляет других реагировать друг с другом или изменяться. это ключевая мысль в нефтепереработке (и не только), постарайтесь запомнить и понять определение катализатора.
это в прямом смысле - раздражитель, вот стоят двое - общаются, к ним подходит третий и началась драка. именно так это и происходит
катализатор заставляет вещества меняться (или просто ускоряться).
примечательно, что для риформинга - в качестве катализатора нужна платина (не только, но это главный и главное очень дорогой компонент).
причем ни много ни мало, а его надо на милионы зелёных, для одной только установки.
с ним обращаются очень бережно ("знал бы ты мальчик, как нас тут 3.14...т (с) анек про цирк") но замена катализатора все равно наступит через 5-7 лет.
что дает нам использование катализатора и процесса риформинга? продукт: риформат.
этот продукт УЖЕ имеет окт. число 90-94 и его выходит до 85% от исх. сырья! это очень серьезная заявка. далее я еще буду приводить цифры из других процессов, сами увидите. при этом октановое число риформата может достигать 100 октановых единиц.
п.3 - бензин каталитического крекинга
технология: в некую "крекинг-установку" загружают тяжелые прямогонные части нефти (называют их - "фракции"), ну предпложим это будет тяжелый газойль.
кто забыл как разгоняется нефть - смотрят на первую страницу, там картинка показывающая что и как.
далее нагреваем при высоком давлении в присутствии катализатора.
суть КАТ крекинга: превратить тяжелые части (фракции), непригодные для двигателей авто - в бензин.
проще говоря разорвать тяжелые молекулы и собрать из них нужные - мелкие, как конструктор Лего почти.
в итоге катКрекинга получаем довольно широкий набор: от метана до кокса (угля).
далее наверно вдаваться сильно не стоит, вы же не переработчики
кратко вы уже поняли, что к чему, я расскажу немного про "аппаратуру".
чтобы расщепить молекулы нефти, нам понадобятся: реактор, регенератор и разгонная колонна (ее называют "ректификационной").