Нашёл статейку - это к нашей поездке в Северобайкальск)))
Дела службы позвали в дорогу. Конечным пунктом в наших планах значилось Бодайбо. Решение вопроса о способе достижения цели заняло немного времени. Самолет последнее время прилично поднадоел, а друзья рассказывали о новой автотрассе, по которой они неоднократно приезжали из Бодайбо в Иркутск. Запасшись картой, купленной в киоске, заправив наш Лексус RX 330 добротным бензином, мы с моим другом и коллегой Сергеем Пятковым, который многие годы проработал маркшейдером в Бодайбо, в предвкушении новых впечатлений и ближайших встреч с друзьями, в 6 утра двинулись в сторону Жигалово.
Мой штурман, будучи по образованию горным штурманом (маркшейдером) уверенно елозил курвиметром по карте и производил расчеты о времени прибытия в населенные пункты по трассе. По его выходило, что если водитель не очень заленится, то часов через 20 можно будет хлебать пельмени у наших, заранее предупрежденных друзей. При проектном расстоянии в 1440 км и мощности нашего авто этот проект не вызывал особых нареканий. И все же в последние 10 минут я с неохотой бросил в багажник лопату. Так, на всякий случай. Спутниковый телефон, скорее, предусматривался как атрибут нашей продвинутости, но не более.
Первый отрезок в 380 км до Жигалово мы прошли вместо расчетных 5 часов за 4:15, что добавило нам энтузиазма и позволило выпить у моих родственников лишнюю кружку чаю. В 13 часов мы уже миновали Чикан и втянулись в не очень обжитую трассу до Улькана. И хотя дорога была протоптана только в один след, мы уверенно врезались в обочину при разъезде со встречными машинами, коих было очень мало, и нахваливали японцев за удачную конструкцию машины. Лопата нам не пригодилась, но мы явно почувствовали, что она может быть не лишней. Морозец крепчал. Но в машине было тепло. Выходить было необходимо только по крайней нужде. Поэтому в Улькан мы подъехали, также опередив график и затратив 4 часа 5 минут.
В баке оставалась половина запаса топлива. Бензина марки А95 найти нам не удалось, и я предложил Сергею двигаться до Северобайкальска, где можно было надеяться найти искомое топливо. Как он уговорил меня долить А92, сам удивляюсь. Но это потом нам очень сильно помогло, если не говорить более определенно – спасло.
Взятый темп не оставлял сомнения в реальности наших замыслов. О перевале Даван мы всерьез не думали. Пусть 11 км перевала будут сложными, но это же мелочь по сравнению с полутора тысячами, которые мы щелкаем, как орешки.
Первые сомнения стали появляться у нас, когда мы приближались к Кунерме. Навстречу попадались легковые машины, водители которых, глядя на нас, недвусмысленно покручивали пальцем у виска. После станции, где дорога существенно сузилась, но все же была проходима со скоростью 15-20 км в час, мы остановили встречный джип. Вышедшие навстречу лица кавказской наружности и со спутниковым телефоном объяснили, что перевал непроходим, лучше передвигаться на платформе, а тот, кто туда суется, так пусть сам и расхлебывает.
Отказываться так легко от своих планов мы не привыкли и решили получить информацию из первых рук. Вернуться, как мы считали, никогда не поздно. Дорога превратилась в траншею шириной на одну машину и высотой до 2-х метров. Минут через сорок уперлись в первую машину, которая как пробка перекрыла транспортную артерию. Дороги дальше нет, стоим двое суток, надеемся на бульдозер, но, говорят, бульдозеристы начали отмечать 8-е марта. Такова была стартовая информация.
Народ с тринадцати впереди застрявших машин подтянулся к нам, с удивлением наблюдая новичков, и почти каждый поведал свою грустную историю возвращения домой. Все, кроме нас, именно ехали домой, и другого пути у них не было. Нас убеждали вернуться назад и, если можно, кому-нибудь позвонить, чтобы их вытащили из заносов. Когда мы спросили, сколько они прошли за два дня, они показали рукой за поворот, до которого было метров 200. Вернуться назад нам было еще возможно. Люди помогли бы выкопать в двухметровой снежной стенке траншеи нишу-карман для разворота в обратную сторону. Дорога сзади была свободна. Но нас поразила сплоченность людей и удивила их беззащитность. Мы собрали мужиков и начали мозговую атаку.