История автозимника "Улюнхан – Новый Уоян".
Зима 1974-1975 года выдалась необычно теплой. В результате дороги по льду Байкала не было, и БАМ оставался без снабжения. Срочно была необходима наземная дорога, соединяющая "материк" и "стройку века". Было предложено 4 проекта, из них был принят один – Баргузинский. Задание по строительству этой дороги было возложено на СМП-572 треста "Востоксибтрансстрой", подключены мехколонны №№ 139, 140, 160, взрывники и основная ударная мощь – Комсомольско–молодежная бригада ИССО под руководством Эдуарда Абнера. Дорога изначально проектировалась как временная, ее задачей было только перебросить грузы до Уояна.
Брод через р. Биранкур
1 февраля 1975 года дорога заработала. Слова участника строительства: "В зиму 1974-75 годов накал работы на трассе превзошел, на мой взгляд, все мыслимые пределы. Работа кипела день и ночь".
Урочище Биранкур
"Ледовая дорога по Байкалу подвела", – вспоминает главный инженер автобазы СМП-572 Анатолий Данилович Анисимов, – "а наши водители в любую погоду, в любое время суток мчались по новой трассе, спеша доставить грузы строителям БАМа из Таловки в Уоян..." В день на маршрут выходило до 80 грузовиков. Летели по этому зимнику "Уралы", "Магирусы" и "КамАЗы", перевозя грузы для стройки века. Даже тогда дорога была непростой, поэтому вдоль нее через определенные прогоны ставили теплые балки, где можно было отдохнуть или при необходимости жить несколько дней в ожидании запчастей при поломке автомобиля.
После окончания строительства БАМа дорога стала ненужной. Какое-то время она использовалась как автозимник – болота и мелкие реки замерзают, камни и колеи засыпает снегом. Зимой дорога становилась проходимой даже для некрупных полноприводных автомобилей типа "Нива". Разрушение мостов через Баргузин затруднило движение окончательно.
Постепенно дорога превратилась в направление и стала обрастать легендами...
Выезд к озеру Иркана
Главное в этой жизни – позитивное отношение ко всему, что тебе в ней предлагается. Ну, типа, тебе говорят – "Давай машину утопим?" А ты в ответ: "Давай!"
"А, может, оторвем ей чего-нибудь?!" – "С превеликим удовольствием!"
Данный подход явлется ключевым в джиперском деле вообще. Что касается участка "Умхей – Уоян", в частности, то топить рекомендуется в пределах высоты шноркеля, а отрывать в пределах ремфонда и рукастости экипажа. Ибо эвакуация или доставка запчастей может оказаться очень продолжительной и трудоемкой. Опять же, если у вас с собой есть спутниковый телефон, а у ваших друзей вертолеты...