Как считает газета, теракт в "Домодедово" однозначно находится на совести Смирного. Как ранее писал "МК", влияние на министра МВД РФ этого человека называют безграничным. Именно он готовит все предложения и инициативы по проводимой милицейской реформе. По слухам, без визы Смирного Нургалиев не подписывает ни одного документа.
В декабре 2009 года по распоряжению генерала Смирного была ликвидирована старая система транспортной милиции. До тех пор линейные отделы на объектах транспорта подчинялись межрегиональным транспортным управлениям, а эти управления, в свою очередь, - напрямую МВД. По инициативе Смирного транспортная система должна была влиться в территориальные органы, при этом планировалось ликвидировать 20 межрегиональных УВДТ и соответствующий департамент МВД.
По версии "МК", настоящей причиной ликвидации транспортной милиции была не забота руководства о лучшем функционировании системы МВД, а желание Смирного снять с должности начальника транспортного департамента Вячеслава Захаренкова. В итоге сделать это удалось только в связи с ликвидацией департамента, которым он руководил.
Однако не прошло трех месяцев, как в МВД решили восстановить транспортную милицию. 20 межрегиональных управлений сократили до восьми. Транспортный департамент преобразовали в главк, сократив число сотрудников на 40%. Под сокращение, в частности, попало ОРБ, занимавшееся разработками по экстремистским преступлениям. В аэропортах отделения по экстремизму были уменьшены до групп.
Как выяснила газета, Смирный планировал поставить на место уволенного Захаренкова генерала Андрея Алексеева, однако задуманное реализовать не удалось. Тогда Смирный создал для Алексеева новое управление, влив в него два УВД - на железнодорожном и воздушно-водном транспорте. В результате укрупнения УВД на транспорте ЦФО стало плохо управляемым и менее контролируемым.
Кроме того, были отправлены в отставку старые руководители из команды Захаренкова, отвечающие за воздушный транспорт, и их место заняли милицейские начальники, курировавшие железную дорогу. Аэропорты оказались в МВД на вторых ролях, специфика охраны этих объектов в корне отличается от железной дороги.
За месяц до теракта все сотрудники УВДТ ЦФО, в том числе ЛУВД "Домодедово", были выведены за штат. В "Домодедово" под сокращение попало 60 человек; в их числе и патрульно-постовая служба. Именно эти сотрудники должны контролировать пассажиров на входе. Как напоминает газета, еще в 2004 году, после взрывов шахидками двух самолетов, вылетевших из "Домодедово", на транспортную милицию была возложена безопасность не только самих аэропортов, но и привокзальной территории и входов в здание. Под эту задачу указом президента МВД выделялось дополнительно 2,5 тысячи сотрудников. Однако позже этот приказ так и не был реализован.
Напомним, что президент Медведев в связи с терактом в "Домодедово" раскритиковал не только сотрудников МВД. По мнению главы государства, также должны быть наказаны должностные лица, отвечающие за безопасность на транспорте, в том числе, сотрудники аэропорта "Домодедово, где 24 января прогремел взрыв, унесший жизни 35 человек. Медведев назвал безнравственным заявление руководства "Домодедово" о том, что они не отвечают за обеспечение транспортной безопасности, отметив, что такие рассуждения являются предметом для работы правоохранительных органов.
Между тем "МК" называет и другие аспекты милицейской реформы, кроме реорганизации транспортной милиции, которые могут негативно сказаться на борьбе с террором. Так, в МВД начали распускать части спецназа, ранее доказавшие свою эффективность - расформирован Ростовский отряд спецназа внутренних войск, призванный локализовывать конфликты на Северном Кавказе, ликвидирован аналогичный отряд в Москве, упразднена система спецмилиции, обеспечивавшей безопасность закрытых городов и ядерных объектов. В условиях усиления террористической угрозы такие решения могут оказаться роковыми, считает газета