'bitrix:im.messenger' is not a component

Автор Тема: Ставим стационарную РАЦИЮ СВ-диапазона!  (Прочитано 710733 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

Гепард

  • Полковник
  • ******
  • Репутация: +4/-1
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 3700
  • Город: Москва
  • Привод полный - аватара подтверждает!

Рамиль отлично сделано!

Чем плохо крышу дырявить? сам то как думаешь? :)
зачем портить кузов автомобиля? смысл от этого? антенну поставить? да бросьте.......просверлить проще, дальше то что.

не помню, но у Глума вроде складывающаяся антенна, тема с его авто тоже где то была и вроде  в тюнинге. поищи и авто не порть.
Записан

KOnsTantin120

  • Старлей
  • **
  • Репутация: +0/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 209
  • Город: г. Красногорск

Рамил. Спасибо за фото.  ok. Буду думать как траншею прокопать не заметно ;D.
Записан

IgorL

  • Подполковник
  • *****
  • Репутация: +7/-1
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1336
  • Город: МО Красногорск
    • Прадо 120

Господа, я понимаю в 90-х мобильных не было. Вопрос дальности был вопросом номер 1. Сейчас то ЗАЧЕМ? Ну поставьте полутораметровую Lemm на большом магните, выставьте КСВ (это надо и на врезной антенне) и наслаждайтесь. Разницу без приборов не уловить. Надоест складывать, снял. Поехал на дальняк - поставил.  А реально для связи в колонне и для связи с дальнобоем (ну зачем вам инфа 10...50км дальности) 66 сантиметровой магнитки по самые не балуй - 5...10 км устойчивой связи на штатных 4-х ваттах. 
Записан

Kuzminadze

  • Что то не устраивает:ходи лесом,в добрый путь.
  • Генерал-Лейтенант
  • ********
  • Репутация: +25/-3
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 11733
  • Город: Санкт-Петербург
    • Дизельный гранд

Где вы столько инфы берете ?!

Посоветуйте хчу давно уже приобрести рацию, езжу на 3 машинах , вопросов много, а в магазинах ответов мало - покупай покупай.
Гдето видел на форуме приспособили место пепельницы, но это не главное что я хочу узнать.

Какие устройства для чего?
На что нужно разрешение?
Какую антену и куда лучше ставить(на реллинги мне понравилось больше всего)?
На что обращать внимание при выборе рации и антены?
Может еще что?
Записан

IgorL

  • Подполковник
  • *****
  • Репутация: +7/-1
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 1336
  • Город: МО Красногорск
    • Прадо 120

Нажми кнопочку "печать", в этой теме есть все! Вряд ли ответят на главный вопрос - для каких целе она тебе, а от это зависит все остальное, каждый ставит для своих целей, поэтому получает свой набор.
Записан

Hunter

  • Генерал-Майор
  • *******
  • Репутация: +121/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4038
  • Город: Москва и окрестности.

От Бобра :

для любой радиостанции диапазона 27 МГц из массовых антенн мы рекомендуем (в порядке убывания эффективности)
1. Lemm AT-2001 TURBO (2 м)
2. Sirio Performer 5000 (2 м)
3. Lemm AT-73 Magnum Superstar (1,95 м)
4. Sirio Hi-Power 4000 (MegaWatt 4000) (2 м)
5. Lemm AT-1000 Eagle (1,75 м)
6. Alan PC-10 (1,9 м)
7. Lemm AT-500 Colt (1,75м)
8. Sirio Hi-Power 3000 (Turbo 3000) (1,8 м)
Эти все антенны - врезные. Lemm сделан прочнее, и при этом немного дешевле, чем аналогичные Sirio и Alan. Lemm (кроме 2001-й) и Sirio Hi-Power 3000/4000 можно установить на магните. Наиболее эффективная и прочная магнитка получается из AT-73 и магнита Lemm BA-150.
Дальше с большим отрывом идут многочисленные магнитки серии ML-145, из которых самая эффективная - Alan ML-145.
Записан
Кавалергарды, век не долог, и потому так сладок он.

Hunter

  • Генерал-Майор
  • *******
  • Репутация: +121/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4038
  • Город: Москва и окрестности.

                               
Общая информация

Во многих странах мира  приблизительно с 60-70-х годов частоты с 26 МГц  по 28 МГц были выделены для повседневной связи гражданских лиц и организаций на вторичной основе*. Аппаратура, работающая на этих частотах, не требовала сложного процесса регистрации и данный диапазон (CB - Citizen Band - гражданский диапазон)  в основном  использовался как разговорный, альтернатива телефона, за который в большинстве стран взимается повременная оплата. Во время дальнего распространения** радиоволн  и по сей день можно услышать, как французские или итальянские домохозяйки  обсуждают, какие гладиолусы посажены у них на грядках, или другие мелкие бытовые проблемы.
Следует помнить, что любой корреспондент имеет право вести в гражданском диапазоне любые переговоры, не нарушая этику и не мешая другим корреспондентам.
Любой корреспондент может попросить проконтролировать работу своей аппаратуры или силу прохождения своего сигнала. На подобные просьбы, по мере возможности, следует всегда откликаться вежливо.
Любой корреспондент в экстренной ситуации может подать сигнал бедствия.  Помните, что завтра в такой же ситуации можете оказаться и вы сами. Не стоит уподобляться примитивным и психически неуравновешенным людям, нарушающим этику связи  или создающим разного рода помехи работе других корреспондентов.
В России гражданский диапазон был открыт для широкого использования в   начале 90-х годов, но на работу в нем наше законодательство наложило определенные ограничения.  У нас разрешено применять аппаратуру с выходной  мощностью, не превышающей 10 Вт, и использовать для связи частоты от 26.960 МГц до 27.855 МГц (общепринятые сетки С и D). К сожалению, эти правила морально устарели еще до их введения. В больших городах разрешенный частотный диапазон сильно перенаселен, а уровень индустриальных помех и помех от бытовой аппаратуры очень велик. Все это делает невозможной организацию надежной связи при соблюдении вышеуказанных правил. Впрочем, в России за их соблюдением никто особо не следит, и к административной ответственности  пользователи бывают привлечены крайне редко, лишь в случаях, вопиющих по наглости нарушений. Тем не менее, во избежание возможных неприятностей при эксплуатации аппаратуры, установленной на машине, настоятельно рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Радиостанция обязательно должна быть зарегистрирована***. Тип и номер радиостанции должны соответствовать типу и номеру, указанным в регистрационном талоне. Регистрационный талон должен быть оформлен на имя реального пользователя и не превышать срока давности.

2. Усилитель**** рекомендуется устанавливать в месте, недоступном для досмотра сотрудниками ГИБДД (в отличие от обыска, досмотр проводится без применения инструмента; на проведение обыска необходима санкция прокурора или начальника УВД, дежурного по УВД.) Если же сотрудники ГИБДД без необходимых санкций пытаются провести обыск, то впоследствии, при Вашем грамотном поведении, они могут быть достаточно серьезно наказаны.

3. Если Ваша аппаратура не зарегистрирована, но установлена на машину, Вам достаточно отключить от нее провода питания и антенну, для того, чтобы юридически она стала набором радиодеталей, не нуждающихся в какой бы то ни было регистрации.

4. В случае изъятия аппаратуры следует настаивать на оформлении акта изъятия по всем правилам, обязательно при участии понятых. Изъятие и составление документов производится только следователем или, в некоторых случаях, дознавателем.

Обычно сотрудники ГИБДД стараются не связываться с гражданами, ведущими себя корректно, но настаивающими на соблюдении закона. И все-таки, несмотря на это, лучше не создавать прецедентов для конфликтных ситуаций.
Достаточно веским аргументом защиты в подобных эпизодах может послужить и тот факт, что, согласно законодательству, любой гражданин может использовать любые частоты и работать любой выходной мощностью в экстремальной ситуации, если это требуется для сохранения чьей бы то ни было жизни или здоровья. Можно с уверенностью предположить, что в случае ДТП, находясь на окраине Москвы, Вы не сможете связаться с голой станции со Службой Спасения, диспетчерская которой находится в центре. Это, конечно, не оправдывает постоянного применения усилителя, но наличие его в машине вполне может оправдать.

Во всем мире принято делить гражданский диапазон на каналы (фиксированные частоты связи) и сетки (каждая сетка содержит 40 каналов). Минимальная разница частоты двух ближайших каналов - 10 кГц. Каждая сетка занимает полосу частот в 450 кГц. Разница по частоте между одноименными каналами соседних сеток соответствует тем же 450 кГц. В мире существуют два частотных стандарта: российский и европейский, отличающиеся друга от друга только тем, что арифметическое значение частоты канала европейского диапазона всегда на 5 кГц выше российского (например, 20-ый канал сетки С – Россия находится на частоте 27.200 МГц, а тот же канал в европейском стандарте – 27.205 МГц; 7-ой А – Европа – 26.135 МГц, 7-ой А – Россия – 26.130 МГц.)  Отсюда пошло жаргонное выражение: «пятёрки» (Европа) и «нули» (Россия).
Российская частотная сетка сейчас практически не реализуется в аппаратуре, ей пользуются редко. Если в одном и том же канале один из корреспондентов работает в российском стандарте, а другой - в европейском, они будут принимать друг друга с сильными искажениями и только на небольшом расстоянии.
В гражданском диапазоне существуют также два вида модуляции (способа наложения звука на радиосигнал): амплитудная (АМ) и частотная (FM). Амплитудная модуляция сильно проигрывает частотной в дальности уверенной связи. На сегодняшний день во всем мире амплитудная модуляция применяется довольно редко (в основном, дальнобойщиками). Если в одном и том же канале один из корреспондентов работает в АМ, а другой в FM, они будут принимать друг друга с сильными искажениями. 
Обычно, обозначая канал той или иной диспетчерской службы или группы частных лиц, принято указывать помимо его номера и сетки также частотный стандарт и вид модуляции. Например, 9 С Е FM (9 – номер канала, С – сетка, Е – европейский частотный стандарт, FM – вид модуляции) – установленный во всем мире канал Службы Спасения. В этом канале можно передать информацию о правонарушениях, несчастных случаях, авариях, попросить помощи. У нас Служба Спасения работает в этом стандарте лишь в некоторых городах и населенных пунктах. В 19 С Е FM работает дополнительный оператор Службы Спасения в Москве. Здесь можно запросить информацию о пробках в городе и ближайших окрестностях, попросить подсказать, как проехать в то или иное место. Обычно здесь помогают и другой самой различной информацией. 15 С R АМ считается каналом дальнобойщиков.

Примечания:

…на вторичной основе* - изначально данный диапазон в России использовался как одна из «радиосвалок». Промышленную или бытовую аппаратуру, которая не может не излучать радиопомехи, старались рассчитать  так, чтобы она излучала помехи как раз на этих частотах и не мешала на других. Этот же диапазон использовался для работы охранных систем и аппаратуры радиоуправления детскими игрушками.
…дальнего распространения** - природа радиоволны мало отличается от природы видимого света. В связи с этим принципы их распространения в пространстве весьма похожи. В общем случае радиоволна, как и свет, распространяется по прямой. Поэтому из-за естественного рельефа и округлости планеты дальность связи охватывает примерно 150 км как максимум. Но при определенных погодных условиях радиоволна может также отражаться от верхних слоев атмосферы. В этом случае возможна качественная связь на огромные расстояния (тысячи километров) с применением весьма скромной по своим характеристикам аппаратуры. К сожалению, в гражданском диапазоне дальнее распространение можно считать скорее помехой, чем полезным явлением.
…зарегистрирована*** - разрешение на радиостанцию можно получить в г. Москве по адресу: ул. Сущёвская д. 21. Приёмные дни – с понедельника по четверг с 10-ти до 17-ти часов без обеда, тел. 258-80-52.
Усилитель**** - подавляющее большинство типов радиостанций гражданского диапазона имеют предусмотренную заводом-изготовителем выходную мощность около 10 Вт. Для того, чтобы её увеличить, применяются усилители. Данное устройство действует только при работе на передачу, хотя некоторые усилители имеют усилитель по приему (существует технически неграмотный термин «предусилитель»). По ряду причин данная функция не имеет смысла и лишь ухудшает приём. Рекомендуемая выходная мощность усилителя, установленного на машине, должна быть хотя бы 100 Вт. Как показывает практика, этого уже хватает для уверенной связи на приемлемые расстояния в сложных городских условиях, при достаточно эффективной антенне.

Материал погдотовили :
Петр Файн,
Ольга Файн,
Анна Яцковская
при участии Михаила Бирюкова, Владимира Рогова.
Записан
Кавалергарды, век не долог, и потому так сладок он.

Hunter

  • Генерал-Майор
  • *******
  • Репутация: +121/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4038
  • Город: Москва и окрестности.

Описание автомобильных радиостанций гражданского  диапазона

В настоящее время в продаже можно найти самые разнообразные аппараты, цена которых далеко не всегда определяет качество их работы. Если Вы хотите купить надежный аппарат для постоянного использования, не рекомендуется выбирать радиостанции, перенасыщенные ненужными функциями и обильно сдобренные красивыми этикетками.  В общем случае, чем аппарат проще, тем он надежнее. Правда, из этого правила бывают исключения.
Ниже приводится список наиболее часто используемых автомобильных радиостанций, технические характеристики которых, увы, не соответствуют поставленной задаче.

Alan - 100 Plus
Односеточное чудо техники, близкое по эффективности к комбинации медного таза и молотка, однако превосходит их на порядок по стоимости. Это не радиостанция, это ужас какой-то! С аналогичным  по стоимости трёхсеточным Megajet - 300, оснащённым регулируемым автоматом шумодава, о конкуренции не может быть и речи.

Yosan - 2204
Заслуженный аппарат. Практически в неизмененном виде этот аппарат выпускался много лет в Корее и, к сожалению, недавно начал выпускаться в Китае. Китайский Yosan - 2204 по качеству сборки ужасен и, в принципе, как радиостанция неприемлем. В целом аппарат морально устарел, его характеристики уступают новым моделям, и лучше его не использовать.

Alan - 78 Plus
Тоже морально устаревшая радиостанция. Отличается от предыдущей модели расширенным (непонятно зачем) частотным диапазоном и смещенной системой сеток (на одну вниз, то есть сетка В данной радиостанции соответствует сетке А международно принятого диапазона). Конечно, за все приходится платить, и характеристики аппарата со столь широкой полосой пропускания невысоки. Надежность этого аппарата меньше, чем у предыдущего.  С ним лучше не связываться.

Alan - 48 Plus, Alan - 48 Excel
Мертворожденные радиостанции. Статистика отказов и характеристики этих аппаратов безобразны.  Рекомендую выбросить.

TTI и Intek
Это производные от Alan'ов с другими процессорами и немного подправленными ошибками разработчиков. С этими радиостанциями лучше не связываться.

Maycom - 27
Аппарат перенасыщен функциями, имеет низкую надежность. Малопригодная для использования в машине радиостанция.

Dragon - 485
Если Вы собираетесь купить новый аппарат, купите лучше что-нибудь другое за те же или меньшие деньги.  Аппарат не для машины (да и зачем он вообще - непонятно).

Все вышеперечисленные радиостанции оснащены только уровневой системой шумоподавления, что делает их использование в машине некомфортным.  Высоковольтные линии, троллейбусы и другие многочисленные источники шумов заставляют постоянно «перетягивать» шумодав.  Гораздо эффективнее в этих условиях работают автоматические системы шумоподавления, испокон применяемые в профессиональной аппаратуре.  Ниже приводится краткое описание радиостанций, оснащенных такими системами.

Megajet - 3031 М
Пожалуй, вполне пригоден для использования в машине. Не очень перенасыщен функциями. Неплохой приёмник. Автомат шумоподавления. Неплохая статистика отказов.
Существовали также радиостанции Megajet - 3031 D (без автоматического шумодава, зато с никому не нужной и жутко неудобной в использовании системой персонального вызова) и Megajet - 3031 (без буквы, автошумодава и персонального вызова). Эти станции морально устарели и лучше с ними не связываться.

Megajet - 600
Думаю, оптимальный аппарат для установки в машину (следующее поколение от  Megajet - 3031 М).  Великолепная статистика отказов, на порядок более надёжная тангента, чем у всех предыдущих моделей. Чуть менее удобный алгоритм управления, чем у Megajet - 3031 М, зато энергонезависимая память. Хороший приёмник.  Особенно стоит отметить аппараты первых выпусков с чёрной передней панелью, отличающиеся замечательной сборкой и более правильной схемой, чем у последующих моделей.

Megajet - 600 Plus
Навороченная производная от Megajet - 600. Требует более серьёзных доработок для удобного использования в машине. Не имеет уровневой системы шумоподавления (ручка-автомат с изменяемым алгоритмом). В целом похож на «старшего брата».

Megajet - 300 Plus
До предела упрощённый вариант Megajet - 600.  Не имеет: энергонезависимой памяти; уровневого шумодава; фиксированного уровня автомата шумодава, S-метра.  С тангенты не переключаются каналы.  В аппарате всего три сетки.  Однако приёмник не хуже, чем у Megajet - 600.  Статистика отказов выше всяких похвал в силу предельной простоты.  Аппарат почти вдвое дешевле «старшего брата».  Замечательное соотношение «цена-качество».

Alinko DR-M 03
При всех достоинствах этой радиостанции, отсутствие амплитудной модуляции делает этот аппарат сомнительным для применения в машине. Тем не менее: лучший из всех перечисленных моделей приёмник, довольно удобный алгоритм управления, автомат с переменным алгоритмом затяжки, энергонезависимая память, замечательная статистика отказов. Из недостатков - пожалуй, цена и безобразно широкая модуляция по заводской настройке (легко регулируется). Стоит также отметить, что данный аппарат незнаком с понятием каналов и сеток и отображает лишь рабочую частоту. Зато для него не существует разницы между  российским или европейским частотным стандартом, так как шаг перестройки по частоте у него 5 кГц.  Возможно, лучшая модель для установки на базу.

Пожалуй, все перечисленные модели нуждаются в доработках для уверенного ими пользования, - в наименьшей степени, может быть, Megajet - 3031 М.

При покупке радиостанции, советуясь с продавцом, учитывайте, что Вы получаете информацию не о той радиостанции, которую Вы хотите купить, а о той, которую он хочет продать. Об этом следует помнить также при приобретении антенн, усилителей и других аксессуаров. Будьте бдительны! 
           
Материал погдотовили :
Петр Файн,
Ольга Файн,
Анна Яцковская
при участии Михаила Бирюкова, Владимира Рогова.
Записан
Кавалергарды, век не долог, и потому так сладок он.

Hunter

  • Генерал-Майор
  • *******
  • Репутация: +121/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4038
  • Город: Москва и окрестности.

Основные органы управления радиостанцией
Ручка регулировки громкости
Регулирует только громкость принимаемого сигнала и не имеет отношения к громкости Вашего голоса в динамике оператора, с которым Вы связываетесь  (то есть, к уровню модуляции).  В большинстве типов радиостанций - объединена с выключателем питания (крайнее левое положение до щелчка).
Ручка регулировки уровня шумоподавления «SQ»  (шумодав)
Существует для того, чтобы не принимать эфирные шумы в отсутствие полезного сигнала. Обычно применяется пороговая схема шумоподавления. Положение ручки определяет уровень входного сигнала, при превышении которого включается динамик, и радиостанция издает какой бы то ни было звук.  Если этот уровень установить слишком маленьким, радиостанция на приеме начнет шуметь, пропуская эфирные помехи. Если же его, наоборот, чрезмерно завысить, Вы рискуете резко сократить дальность связи, так как полезный сигнал может оказаться меньше установленного порога. Последний случай наиболее неприятен, потому что Вы можете очень нескоро понять, что с Вами давно и безуспешно пытаются связаться. Положение ручки шумоподавления рекомендуется периодически проверять, «открывая» шумодав до появления эфирных шумов, а затем «подтягивая» до их пропадания. На некоторых типах радиостанций (Megajet - 600 Plus, Megajet - 300, Alinko DR-M 03) существуют схемы автоматического шумоподавления с изменением алгоритма затяжки ручкой SQ, которые в большинстве случаев являются более эффективными.
Тангента «PTT»
В отличие от телефонной связи, в гражданском диапазоне применяется симплексный режим радиообмена (то есть, можно либо говорить, либо слушать).  Тангента (переключатель «приём-передача») в автомобильных радиостанциях  вынесена из корпуса вместе с микрофоном, кнопками переключения каналов вверх-вниз и, иногда, с кнопками включения некоторых других функций. В нормальном положении (тангента не нажата) радиостанция работает на приём. При нажатии на тангенту радиостанция переключается на передачу.
Переключение каналов
Ручка переключения каналов, как правило, находится на лицевой панели радиостанции, а дублирующие её функцию кнопки - на тангенте.
Кнопка «AM/FM» (переключение вида модуляции)
Как уже было сказано, определяет способ наложения звуковой информации на радиосигнал. Обычно вид модуляции, в котором работает радиостанция в данный момент, бывает отображен на дисплее.
Кнопка «Scan»
Эта кнопка включает режим сканирования. Радиостанция начинает перелистывать каналы в пределах одной сетки или всего частотного диапазона, в зависимости от типа. В некоторых типах радиостанций можно задать режим сканирования только определенных каналов. Сканирование останавливается в том канале, в котором входной сигнал откроет шумодав. Когда шумодав закроется, сканирование продолжится. Отключить данный режим можно не только кнопкой, но в большинстве типов радиостанций также и нажатием на передачу. Включение режима «Scan» обычно отображается на дисплее. Практически бесполезная в работе функция.
Кнопка «DW» (двойной канал)
При включении режима «двойной канал» радиостанция начинает прослушивать по очереди канал, в котором она стояла в момент нажатия данной кнопки, и тот канал, в который Вы её переставили. Обычно учитывается и изменение вида модуляции. В разных типах радиостанций эта функция реализована очень по-разному и иногда позволяет работать на передачу в одном из каналов. Включение режима «DW» обычно отображается на дисплее. Не очень полезная в работе функция.
Кнопка «СН9»
Наличие данной кнопки позволяет в экстремальной ситуации очень оперативно переключиться на частоту Службы Спасения. Хочется надеяться, что эта кнопка останется для Вас ненужной. Нередко выполняет дополнительную функцию переключения сеток.
Кнопка переключения сеток
Обозначается по-разному, но чаще всего эту функциональную нагрузку несёт кнопка «СН9».  На некоторых аппаратах с целью быстрого перестроения с одной частоты на другую введена функция переключения сразу по десять каналов.
Ручка регулировки чувствительности микрофона «Mic. gain»
Ручка позволяет адаптировать индивидуальные особенности Вашего голоса и манеру держать микрофон к оптимальному уровню модуляции. Если при заданной микрофону высокой чувствительности Вы будете говорить слишком громко, у принимающего Вас корреспондента Ваш голос будет слышен с сильными искажениями (перемодуляцией). Если же наоборот, Вы говорите тихо, а чувствительность  микрофона мала, у принимающего корреспондента Ваш голос будет некомфортно тихим. Поэтому, если в Вашей радиостанции применена ручная, а не автоматическая регулировка чувствительности микрофона, остается только связаться с кем-нибудь в эфире и попросить помочь отрегулировать уровень модуляции. Говорить при настройке надо с той же громкостью, что и при дальнейшей работе. Микрофон рекомендуется всегда держать на расстоянии 5-10 см от губ и не спереди, а сбоку, ближе к щеке, чтобы в него не задувать. Как правило, завод-изготовитель реализует эту функцию для того, чтобы, пользуясь невежеством потребителей, содрать с них больше денег. 
Ручка регулировки чувствительности по приёму  «RF gain»     
При эксплуатации радиостанции на машине помехи от электрооборудования и системы зажигания могут сильно мешать приёму. Операторам же базовых радиостанций много неприятностей может доставить высокий уровень атмосферных помех. Иногда чувствительность приёмника радиостанции в подобных случаях оправдано снижать («загрублять») и данная ручка позволяет это сделать оптимальным образом. На практике в большинстве случаев эта функция не имеет особой ценности.
Кнопка «ASQ» (автоматическая система шумоподавления)
Позволяет анализировать входные сигналы более совершенным способом, нежели пороговая система шумоподавления. В общем случае очень полезная функция, хотя на некоторых радиостанциях (например, Maycom - 27) - абсолютно неработоспособна.
Кнопка «Lock»
По задумке разработчиков данная функция не позволяет «выскочить» из рабочего канала по неосторожности. Включение режима «Lock» отображается на дисплее. При активизации данной функции часть клавиатуры блокируется. На практике в автомобильных радиостанциях эта функция не очень удобна в использовании и особой ценности не имеет.
Кнопка «Beep»
При активизации данной функции, в зависимости от типа радиостанции, возможна либо подача короткого звукового сигнала при нажатии на любую кнопку,  что делает менее вероятным случайный выход из рабочего канала, либо подача короткой звуковой посылки в конце Вашей передачи, что дает возможность корреспонденту, с которым Вы разговариваете, в условиях зашумленного эфира всегда знать, что Вы передачу закончили. Активизация функции отображается на дисплее. Не очень ценная функция.
Режим «РА»
На некоторых радиостанциях при подключении внешнего динамика вне салона машины этот режим реализует функцию мегафона. При нажатии на тангенту в этом режиме Ваш голос будет слышен через внешний динамик. Активизация данной функции отображается на дисплее. Смысл введения данной функции в аппаратуру просто непонятен, так как выходной мощности УНЧ радиостанции решительно не хватит для оповещения кого бы то ни было вне машины.

У различных аппаратов существуют и многие другие функциональные возможности. Так, например, функция «памяти каналов» позволяет нажатием на одну или две кнопки попасть в заранее записанный канал; встроенный вольтметр показывает напряжение питания, а значит, и бортовой сети; переключатель «Local» загрубляет вход приемника на фиксированную величину и т. д. В общем случае следует помнить, что перенасыщенная функциями радиостанция, как правило, не только дороже, но и менее удобна в использовании, а также менее надежна. Не стоит поддаваться на провокации производителей и покупать навороченные малоработоспособные аппараты.
Индикация режимов работы радиостанции

В большинстве типов радиостанций гражданского диапазона для индикации режимов работы в качестве дисплея применяется многоцелевой жидкокристаллический индикатор (ЖКИ) с подсветкой (иногда отключаемой) для лучшего прочтения символов в условиях слабой освещенности. Как правило, на него завязана вся система индикации. Обычно отражаются следующие параметры:
Рабочая частота
Для того чтобы пользователь не забивал себе голову сложными вычислениями, рабочая частота обычно указывается как номер канала и сетки (например, 9С). Иногда канал и сетка индицируются в разных частях ЖКИ. На некоторых типах радиостанций на ЖКИ отражается непосредственно рабочая частота, или же оба способа обозначения совмещаются.
Вид модуляции
Символ AM или FM на дисплее указывает на вид модуляции, в котором в данный момент работает аппарат.
Прием/передача
При работе радиостанции на прием на некоторых типах радиостанций на ЖКИ появляется символ RX, и практически на всех типах радиостанций при работе на передачу - символ TX.   
Уровень принимаемого сигнала (S-метр)
Как правило, S-метр существует на любой современной радиостанции гражданского диапазона. На некоторых радиостанциях, например, Yosan - Turbo или Alan - 48 Excel  S-метр реализован как дополнительный стрелочный прибор, так как он более точно отражает небольшие изменения в уровне входного сигнала. Учитывая, что радиостанция может полноценно работать при уровне входного сигнала от миллионных долей вольта до единиц вольт, во всем мире для удобства была принята единая логарифмическая система оценки этого уровня по баллам. Например, сигнал в 9 баллов соответствует  напряжению на входе приемника в 50 мкВ (50 миллионных вольта). Если напряжение будет вдвое меньше, S-метр покажет на 1 балл меньше, если же оно будет в 4 раза меньше, S-метр покажет на 2 балла меньше и так далее. Если же напряжение будет больше 50 мкВ, то S-метр покажет прибавку в децибелах относительно уровня в 50 мкВ. Например, показание S-метра «9+30» соответствует уровню входного сигнала в 1,5 мВ на входе приемника (физически 1 балл соответствует 6-ти децибелам). Возможно, такая система оценки уровня входного сигнала кажется слишком сложной, но по ряду причин, вызванных конструктивными особенностями аппаратуры, она целесообразна, и настоятельно рекомендуется научиться ей пользоваться.  Следует также знать, что  при прочих равных условиях увеличение выходной мощности аппаратуры в 4 раза приводит к возрастанию её сигнала на 1 балл. На ЖКИ S-метр, как правило, реализован в виде шкалы, состоящей из ряда сегментов, обозначенных цифрами, которые соответствуют уровню входного сигнала в баллах. Чаще всего это не полная гребенка из девяти или более сегментов, а только часть фиксированных уровней, например, 1 – 3 – 5 – 9 – 9+30. При повседневном использовании подобного прибора вполне хватает для контроля работы своей аппаратуры и аппаратуры корреспондентов, с которыми Вы связываетесь. К сожалению, на аппаратуре связи гражданского диапазона заводы-изготовители S-метры, как правило, не калибруют, и их показания далеки от реальности. Впрочем, это не мешает пользоваться ими для приблизительной оценки сигнала. В общем случае данная функция в работе очень полезна. 
Индикатор выходной мощности радиостанции
В большинстве случаев совмещен с S-метром. На приеме индицируется уровень входного сигнала, на передаче - выходная мощность. Меняются только численные значения над рядом сегментов. К сожалению, практически на всех радиостанциях данная функция реализована схемотехнически некорректно и прибор показывает цифры, весьма далекие от реальности, но изредка по нему все-таки можно определить наличие серьезных нарушений в работе. В целом, из-за безобразного схемотехнического воплощения данная функция использоваться не может.

Впрочем, учитывая то, что ЖКИ напрямую связан с процессором радиостанции, по нему легко определить и некоторые неисправности. Так, если при работающей подсветке на ЖКИ не отображается никаких символов, можно предположить, что вышел из строя сам процессор. Если же отображается только часть символов, и радиостанция не слушается органов управления, - вероятнее всего, процессор «завис». В этом случае иногда достаточно выключить питание и снова включить его, чтобы все встало на свои места. В некоторых радиостанциях на ЖКИ отображается и другая самая разнообразная информация: режим сканирования (символ Scan), двойной прием (DW), режим блокировки клавиатуры (Lock), бипер (Beep, или, возможно, другой символ), режим «PA», «ASQ»  и т. д. Иногда даже указывается напряжение питания радиостанции (напряжение бортовой сети машины).

Материал погдотовили :
Петр Файн,
Ольга Файн,
Анна Яцковская
при участии Михаила Бирюкова, Владимира Рогова.
Записан
Кавалергарды, век не долог, и потому так сладок он.

Hunter

  • Генерал-Майор
  • *******
  • Репутация: +121/-0
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 4038
  • Город: Москва и окрестности.

Антенны

Самым главным и капризным элементом Вашей аппаратуры, установленной на машине, является антенна, и дальность уверенной двухсторонней связи в конечном итоге определяется её характеристиками.
К сожалению, пользуясь неграмотностью потребителей, фирмы-изготовители и продавцы любят рассказывать небылицы о сверхэффективности того или иного типа антенн. В технической документации указываются несуразные коэффициенты усиления и другие фантастические параметры. И всё это лишь для того, чтобы клиент заплатил деньги за очередной малоработоспособный «фантик». Выбирая, какую антенну и как именно Вы поставите на свой автомобиль, обратите внимание на следующие рекомендации:
1. Не бывает старых или новых антенн, бывают лишь антенны собранные, установленные и настроенные нормально, или плохо.  Даже свежекупленная антенна с красивыми фирменными наклейками, поставленная на машину без предварительной доработки и регулировки, полноценно работать не будет, и через год выйдет из строя по причине сильной коррозии и намокания кабеля.
2. Геометрическая длина антенны, установленной на автомобиле, определяет её эффективность, но только в том случае, если антенна настроена. Оптимальную длину излучателя определяют цепи согласования, находящиеся в основании антенны, и многие другие факторы, как, например, форма кузова машины, на которой антенна установлена, место установки антенны на кузове и рабочая частота. Случайное изменение длины излучателя на 4-5 см может привести к потере эффективности антенны. Полноценно настроить антенну можно только с помощью КСВ-метра.
3. Антенны си-би диапазона на магнитном основании всегда проигрывают при прочих равных условиях антеннам, установленным стационарно на кузов с подведением массы в точку установки.  У каждого из этих двух типов антенн есть свои особенности. Так, магнитные антенны более капризны в настройке, тяжело сочетаются с усилителями и трут краску кузова.  Кабель магнитки по сути является  дополнительным элементом согласования, длина его не может быть изменена произвольно, прокладываться он должен, по возможности, прямо, без витков, так как это влияет на настройку антенны. Антенны же, крепящиеся на водосток, не снимаются полностью (гронда с подводящим кабелем устанавливается стационарно, на время стоянки снимается только «удочка» - стальной штырь с катушкой согласования), но позволяют куда большее панибратство, имеют более стабильные параметры.  Их рабочий диапазон частот шире.
4. При любом вторжении в антенное хозяйство, установленное на машине, требуется последующая настройка антенны. Даже незначительные изменения длины излучателя, геометрии установки антенны, а в случае с магнитными антеннами - способа прокладки кабеля, приводят к «расстройке» антенны. Антенна настраивается в резонанс с кузовом машины, который становится её частью. Невежественные «народные умельцы», ведомые жаждой экспериментов, иногда забывают об этом, внося свои, как им кажется, вполне оправданные коррективы в автомобильное антенное хозяйство, и очень удивляются тому факту, что антенна работать перестаёт, а при попытке вернуть все как было, параметры не восстанавливаются. Впрочем, и оценки параметров с точки зрения специалистов в подобных случаях бывают весьма примитивными («Вася, как меня слышно?» «Плохо, Сережа, плохо!»). В конечном случае, критерием оценки качества работы связной аппаратуры должна быть статистика и анализ проведённых связей, а не субъективное мнение дилетанта, плохо учившего в школе физику. Следует также отметить, что работа с ненастроенной антенны в отдельных случаях приводит к выходу из строя усилителя или даже оконечного каскада передатчика радиостанции (при работе с голой станции).
5. Перед установкой на машину необходимо защитить антенну от коррозии (точки соединения разнородных металлов должны быть промазаны  «Литолом-24»), загерметизировать место разделки антенного кабеля (той же консистентной смазкой), надежно посадить гронду на кузов. Рекомендуется сразу же удалять фирменные (предусмотренные заводом-изготовителем) фиксаторы стального штыря-излучателя и ставить вместо них обычные винты  оптимальной длины, так как «родные» фиксаторы из-за обильного окисления перестают поддаваться разборке иногда уже через несколько месяцев эксплуатации. Рекомендуется дополнительно защитить кабель в точке ввода его в салон автомобиля. По статистике 70% отказов в работе антенны приходится на механическое повреждение кабеля.
В целом, рекомендуется уделить максимальное внимание удобству использования антенны и, не пожалев необходимого количества сил и времени на продумывание всех мелочей, ее установке и регулировке. Хорошо установленная антенна будет служить Вам годами, не нуждаясь в дополнительном обслуживании.
6. Геометрически оптимальная точка расположения антенны - верхняя часть кузова машины. Настоятельно не рекомендуется использовать для установки антенны поверхности капота, багажника и, уж тем более, бампера. Подобный способ установки антенны ведет к резкому снижению её эффективности. Например, антенна, установленная на багажник «Жигулей» классической модели, теряет эффективность в среднем на полбалла, что эквивалентно снижению выходной мощности аппаратуры вдвое. Можете представить, насколько хуже будет работать антенна, установленная на бампер. Расположение антенны непосредственно в геометрическом центре крыши машины, конечно, делает диаграмму направленности ближе к круговой, но в условиях какой бы то ни было застройки диаграмма неизбежно будет искажена во много раз сильнее. В конечном итоге, гораздо важнее разместить антенну в верхней части кузова машины.
7. Если Вы решили использовать магнитную антенну, отдайте своё предпочтение антенне с максимальным диаметром магнитного основания. У этой антенны немного более стабильные электрические параметры, и главное – она прочно держится на крыше Вашего автомобиля.
8. Настоятельно не рекомендуется использовать антенный кабель, имеющий явные механические повреждения или точки сращивания. Кабель должен быть цельным, так как любая точка сращивания ведет к увеличению электрических потерь высокочастотного сигнала и возрастанию шумов, наведенных бортсетью машины. Если кабель поврежден, его необходимо заменить целиком.

Пожалуй, за добрый десяток лет из автомобильных антенн не было создано ничего лучше, чем врезная АТ - 73.  Если есть возможность установки антенны на стационарное крепление, пожалуй, стоит воспользоваться именно ею.  Механически прочная, с очень неплохими параметрами, эта антенна заслуживает самого пристального внимания.  Впрочем, Turbo - 2001 отличается от АТ - 73 разве другими колпаками на катушках согласования, да ценой (на 10$ дороже, а за что - непонятно).  Если же возможности стационарной установки нет, рекомендуется ставить на магнит большого диаметра Sirio - 4000 или её производные с длиной штыря 2 м.    

Материал погдотовили :
Петр Файн,
Ольга Файн,
Анна Яцковская
при участии Михаила Бирюкова, Владимира Рогова.
Записан
Кавалергарды, век не долог, и потому так сладок он.