Цены на бензин в России завышены. Плюс — на топливо создается искусственный дефицит. К такому выводу пришла Федеральная антимонопольная служба. Так что нефтяным компаниям теперь придется раскошелиться. «Газпром нефть», например, уже отложила на штрафы около 200 миллионов долларов.
Антимонопольная служба призывает нефтяные компании снизить цены, иначе их ждут многомиллиардные штрафы. ФАС смягчит санкции к тем нефтяным компаниям, которые добровольно понизят цены на топливо. ФАС считает, что причина завышенных цен на топливо в искусственно созданном дефиците.
Приказано остановиться. Антимонопольная служба сделала нефтяным компаниям предложение, от которого невозможно отказаться, — речь о ценах на топливо. Бензин и дизель должны подешеветь. В противном случае — многомиллиардные штрафы и даже уголовное наказание. Антимонопольное ведомство полагает, что причина завышенных цен — искусственно созданный дефицит. Причем нефтяникам указывают на это не в первый раз. По итогам прошлого расследования компании до сих пор выплачивают в бюджет 16 миллиардов рублей. И вновь теряют голову в погоне за прибылью.
Руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев подчеркивает: «Все нефтяные компании знают, что если они попадаются во второй раз, штраф будет умножен на два. Третий раз — еще на два. А после трех раз подряд может быть и уголовное наказание в виде лишения свободы. Все это прекрасно понимают».
Внутренние российские цены на нефть существенно отличаются от экспортных. Отсыл к мировым ценам — не оправдание. Хотя некоторые доводы в пользу нефтяников все же есть.
«Поскольку наши НПЗ обязали перейти к выпуску топлива по стандарту Евро-5 в ближайшие годы, предполагаются довольно большие инвестиции в переработку. И в таких условиях снижать рентабельность НПЗ не очень правильно», — считает эксперт Василий Танурков.
Тем не менее, правительство заняло жесткую позицию — модернизация производства должна производиться не за счет потребителя. Стандарты Евро-5 будут обязательными для всех. Необоснованное завышение цен — нарушение закона.
«Сейчас, мне кажется, у компаний есть только один путь, — говорит Игорь Артемьев. — Я хочу им посоветовать, как можно быстрее снизить цены. А снижение действительно идет. В целом уже порядка 2 рублей снижение на дизельное топливо. Копеек 50-40 — на бензин. Примерно это уже соответствует нашим представлениям о том, как оно должно было пройти. Хотя зональный коэффициент по регионам существует. Вот если это действительно произойдет, то мы воспримем это как добровольное устранение нарушения антимонопольного законодательства».
В этом случае — штраф минимальный: один процент от оборота. И никакой уголовной ответственности. Ради этого стоит поступиться прибылью. Вопрос — как долго нефтяные компании смогут удерживать цены на приемлемом уровне.
«Я не думаю, что будет продолжаться это снижение цен, — утверждает Василий Танурков. — По крайней мере, без снижения цен на нефть на внешних рынках. Это первое. Во-вторых, даже если будет снижение цен, оно будет краткосрочным. Просто потому, что невозможно управлять ценами в ручном режиме. Если есть механизмы, которые ведут к росту этих цен, то, как только отвлечется внимание правительства от этого вопроса, сразу цены вернутся к старому уровню».
Ситуация напоминает борьбу с ветряными мельницами. Контроль цен на энергоносители — стратегическая задача государства. В конечном итоге это цены на перевозки и на продовольствие. Антимонопольная служба будет возбуждать дела и в четвертый, и в пятый раз. До тех пор, пока государство и бизнес не найдут общий язык.