Песня «Древнерусская тоска» подверглась господином Ямщиковым наиболее тщательному анализу. Он приводит следующие слова из нее:
«…На поле древней битвы нет ни копий, ни костей.
Они пошли на сувениры для туристов и гостей.
Добрыня плюнул на Россию и в Милане чинит газ.
Алеша, даром что Попович, продал весь иконостас.
Один Илья пугает девок, скача в одном носке.
И я гляжу на это дело в древнерусской тоске.
У Ярославны дело плохо, ей некогда рыдать.
Она в конторе с полседьмого, у ней брифинг ровно в пять.
А все бояре на Тойотах издают Playboy и Vogue,
продав леса и нефть на Запад, СС-20 на Восток.
Князь Владимир, чертыхаясь, рулит в море на доске.
Я гляжу на это дело в древнерусской тоске.
А над удолбаной Москвой в небо лезут леса –
турки строят муляжи Святой Руси за полчаса.
А у хранителей святыни палец пляшет на курке.
Знак червонца проступает вместо лика на доске.
Харе Кришна ходят строем по Арбату и Тверской.
Я боюсь, что сыт по горло древнерусской тоской…»
По мнению тюменского юриста, данный текст представляет собой своего рода квинтэссенцию мировоззренческих позиций Гребенщикова: «В тексте песни прослеживается создаваемый автором в целом негативный образ России. Присутствует оскорбление чувств православной общественности, и, в частности, оскорбление любого патриотически настроенного Россиянина. Также из текста (слова «удолбаной Москвой») следует вывод, что жители Москвы в основной массе принимают наркотики, такое клеветническое высказывание оскорбительно для москвичей».