За последние десять лет Россия своими действиями на Северном Кавказе добилась лишь ухудшения ситуации. Пишет на страницах "Foreign Policy" ответственный редактор "Foreign Affairs" Джошуа Яффа.
"Насилие больше не носит политического характера - для жителей этого беспокойного региона оно стало чем-то более пагубным и потенциально неразрешимым, - говорится в статье, которую цитирует "InoPressa". - Москва маргинализировала националистическое, светское крыло чеченского повстанческого движения. Эту нишу в конфликте заняли ожесточенные, не ищущие своим действиям оправданий экстремисты, которые черпают вдохновение в дискурсе мирового джихада. Это позволило Кремлю правдоподобно заявить, что дальнейшие переговоры невозможны. Нынешнее поколение боевиков не привлекает перспектива реалистичного политического урегулирования (если таковым, конечно, не считать создание на Северном Кавказе исламского "эмирата")".
"Свои жалобы на коррупцию, жестокость правоохранительных органов, неэффективное правительство и безработицу многие на Северном Кавказе формулируют на языке салафизма", - продолжает Дж.Яффа. Некоторым "религия открывает путь к насилию". Конфликт распространился на соседние республики - Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию. Сегодня "главные враги повстанцев - не правители в далекой Москве, а местные лидеры... Боевики все больше нападают не на российских чиновников, а на местные кинотеатры и магазины, в которых торгуют алкогольными напитками. Однако и яркие, резонансные теракты в Москве... боевики считают допустимым способом атаковать политический и финансовый центр страны и тем самым добиться власти на Северном Кавказе". Органы безопасности на Северном Кавказе отвечают на это выбиванием показаний и внесудебными казнями, чем еще больше радикализируют местное население. "Надругательство со стороны местных сил безопасности зачастую служит последним толчком к радикализации", - говорится в статье.