Запрет на ввоз иномарок
28 октября 2008
В случае, если требования автопроизводителей наложить законный запрет на «серый» импорт автомобилей и автозапчастей марки будут удовлетворены, то под большим вопросом окажется деятельность огромного количества «серых» дилеров.
На днях стало известно, что японские автопроизводители намерены наложить запрет на так называемый «серый» импорт своих автомобилей, а также ввоз автозапчастей к ним в Россию. По сообщению ИА РБК со ссылкой на «Коммерсантъ», компании Toyota Motors и Nissan уже обратились в российские таможенные органы и потребовали запретить ввоз в РФ продукции, носящей фирменный знак автопроизводителей. Такое требование выдвинуло и BMW AG. Общественность взбудоражена. Организован сайт в интернете, где собираются подписи под обращением в Высший арбитражный суд РФ. На сайте ФТС России уже опубликована информация о первых прецедентах. Так, сообщается, что Калининградской таможней вынесены постановления об административном нарушении в отношении незаконного «использования товарных знаков Mercedes и BMW на автомобили Mercedes ML 350 (45 600 долларов) и BMW X6 (53 500 долларов)».
Чем и кому будет плохо?
В случае, если требования автопроизводителей наложить законный запрет на «серый» импорт автомобилей и автозапчастей марки будут удовлетворены, то под большим вопросом окажется деятельность огромного количества «серых» дилеров. Еще проще: крах автомобильного малого бизнеса Дальнего Востока, который в основном тем и живет, что закупает автомобили и комплектующие у японских соседей и продает своим соотечественникам. Запрет, если он будет принят, не коснется владельца автомобиля в случае, если он приобрел машину за границей самостоятельно и осуществил ввоз на свое имя. Но как только он вознамерится этот автомобиль продать, то его действия автоматически попадают под статус незаконных. Авто в таком случае будет конфисковано, а продавцу придется платить штраф. Вот так, по мнению СМИ, иностранные автопроизводители умело пользуются «дырой» в таможенном законодательстве России и в статье 14.10 Гражданского кодекса, где предусмотрены наказания за незаконное использование зарегистрированного товарного знака.
Кому и чем выгодно?
Как всегда мнений и версий несколько.
Можно ли рассматривать такое требование автопроизводителей как стремление выжить на российском авторынке, который еще недавно был самым-самым (и активно растущим, и активно покупающим), но так же, как и рынки многих стран, не смог избежать воздействия кризиса? В определенной степени, да. Ведь в условиях, когда банки не хотят кредитовать покупку нового авто, а брать за наличные покупатель не имеет возможности, реальным выходом становится приобретение подержанной иномарки. Речь о том, чтобы покупать продукцию российского автопрома, чаще всего не идет. И если какие-то компании пошли иным путем и предоставили существенные скидки на свои автомобили, которые реализуются через официальных российских дилеров, то, как видим, другие автопроизводители выбрали иной, более кардинальный способ. Иностранным автокомпаниям необходимо удерживать свою часть рынка в России, поэтому запрет может поставить покупателя почти в безальтернативное положение: хочешь японское авто, покупай новую модель. Сами же зарубежные автопроизводители будут выигрывать: сохранять рынок сбыта своих авто и автозапчастей. А еще и официальные импортеры иностранных марок окажутся в более выгодных условиях, когда, в отсутствие конкурентного «серого» рынка, смогут диктовать свои, отнюдь не самые низкие цены на автомобили.
Собственно говоря, именно это небольшое замечание и вызывает больше всего сомнений. Ведь, исходя из простой логики, зарубежным автомобильным компаниям выгодно избавляться от подержанных авто, продавая их за кордон. Сразу отпадает проблема утилизации и связанных с ней издержек. К тому же наглядно было видно, что рынок «белого» и «серого» импорта сосуществовал рядом вполне без проблем. С наступлением кризиса и связанным с ним спадом в системе автокредитования «белый» рынок пострадал более существенно, так как лишился своего основного инструмента – кредита. Так что многие автовладельцы высказывают мнение о том, что эти якобы требования запретить «серый» импорт выдвигаются и активно продвигаются самими официальными дилерами с целью заполучить контроль над рынком подержанных авто и в конечном итоге «задавить» его, а покупателей загнать «дубинкой» на «белый» автомобильный рынок.
В чем можно подозревать государство? Как обычно, в том, что оно не думает о простых гражданах, которые не все живут в столице, и не все, увы, имеют в «чулке» запасы для приобретения нового автомобиля. Но в глобальном смысле запрет на ввоз поддержанных иномарок является последствием «не-стремления» в ВТО, а также намерением поддержать отечественное автопроизводство. Плюс к этому стоит вспомнить о постоянно растущем размере ввозной пошлины на автомобили иностранного производства, а также о фактическом запрете на импортные автомобили старше семи лет. Условием вступления в ВТО является, кроме прочего, и отмена ограничений на ввоз подержанных автомобилей. Можно предполагать, что высокие ввозные пошлины или полный запрет на ввоз авто иностранного производства смогут привлечь покупательский интерес к новым автомобилям и начнут стимулировать развитие отечественного автопрома? Наверное, это было бы правомерно, если бы отечественный автопроизводитель шел по пути усовершенствования своей продукции.
Чего можно ожидать?
Юристы по-своему успокаивают, говоря, что все дело в неправильной трактовке КоАП, что, мол, правительству надо принять уточнения к статье 14.10 Гражданского кодекса, что считать контрафактной продукцией, а что нет. К примеру, правозащитник Владимир Юрасов утверждает, что все дело в неверной трактовке КоАП, что «контрафактная продукция – та, которая была произведена нелегально, а не продукция, которая производится и приобретается на законных основаниях». Более того, российские законы нигде не запрещают ввоз на территорию страны легально приобретенного и по всем правилам растаможенного авто.
Внести ясность в ситуацию должен пленум Верховного Суда. Впрочем, общественность ему не очень доверяет и почти с полной уверенностью говорит, что резолюция Верховного Суда предопределена и выглядеть будет так: «: «При рассмотрении дел о нарушении исключительного права на товарный знак судам надлежит учитывать, что ввоз на территорию Российской Федерации товара с нанесенным на него товарным знаком при отсутствии договора с правообладателем о передаче права использования товарного знака этим способом является самостоятельным нарушением. Лицо, осуществившее ввоз товара на территорию Российской Федерации, является нарушителем и в том случае, если оно само не наносило соответствующий товарный знак на товар, а также и тогда, когда оно приобрело товар у самого правообладателя, но не заключило договор о предоставлении ему права на ввоз товара на территорию Российской Федерации».
Логично, что если запрет будет выгоден, прежде всего, для пополнения достатка власть предержащих, его осуществят, не задумываясь. Как говорится, «сила денег побеждает даже силу разума».
Сергей Василенков