Машина с автоматом или с механикой?
26 июня 2009 в 8:12
Автор Лада КорниенкоИсточник kp-avto
В советские времена все ездили на похожих машинах с механической коробкой передач и бед не знали. Теперь же поди разберись во всем их множестве и разнообразии: автоматическая, роботизированная, вариатор, секвентал...
Инструктор столичной автошколы Игорь Семенчук с юмором вспоминал, как в начале 90-х в Россию приехала делегация иностранцев открывать какое-то предприятие. И вдруг оказалось, что они не могут ездить на автомобилях, которые им предоставили российские партнеры для передвижения по столице. Там-то, у себя на Западе, они ездят сплошь на автоматах, а у нас во времена перестройки это было еще экзотикой. «Так что учил их управлять автомобилем с МКПП с нуля», - закончил свой рассказ инструктор и поучительно добавил, что пересесть с механики на автомат просто, а вот наоборот - нет.
Так что если вы или кто-то из ваших друзей собирается сдавать на права, идите в обычную автошколу, где заставляют ездить на машине с механической коробкой передач (сегодня многие частные автошколы и курсы занятия проводят уже на автомате). Экзамены в ГАИ все равно придется сдавать на машине по старинке. Потому что по правилам (это обговаривается Методикой проведения квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами от 9 августа 2001 года) на первом этапе практического экзамена упражнение «Остановка и трогание на подъеме» должно выполняться только на автомобиле с механической коробкой передач.
Итак, учиться вождению лучше на механике. А ездить? В последние годы люди все чаще пересаживаются на авто с АКПП. В Департаменте обеспечения дорожного движения МВД РФ уже даже разрабатывается проект, по которому курсанты автошкол смогут обучаться отдельными группами в зависимости от коробки передач. Правда, для этого придется полностью пересмотреть категории в водительских удостоверениях. И, скорее всего, появятся подкатегории, как, например, во многих европейских странах: В1 - для водителей, имеющих право управлять автомобилем с АКПП, и В2 - для всех коробок.
Ну а пока суд да дело, автопроизводители уже начали выпускать машины с коробками, где можно с автоматического режима перейти на ручной. И наоборот. У разных производителей такая функция называется по-разному: «тип-троники», «мульти-троники», «степ-троники»... Без разницы, как их называют, главное - идея. Очень удобная, надо сказать: едете вы, например, по трассе, и нужно обогнать впереди идущую фуру. На пятой передаче нам этого не сделать, потому что при скорости 80 километров машина показывает две с половиной тысячи оборотов. Значит, нужно переключиться на четвертую, чтобы было в районе четырех тысяч, тогда машина быстро разгонится. На механической коробке нам нужно выжать сцепление, переключить передачу, отпустить и поехать. А на коробках автоматических с ручным переключением мы просто-напросто переводим рычаг в режим из драйва в ручной и толкаем рычажок на минус. И у нас коробка сама переключает с пятой на четвертую. Мы разогнались. Обогнали фуру. И обратно переходим в автоматический режим.
Плюсы и минусы коробок передач
МЕХАНИЧЕСКАЯ (МКПП)
« » Водитель имеет четкую связь между двигателем и колесами. Если мы сбрасываем газ, то машина сразу начинает замедляться. Если мы нажимаем на газ, значит, машина моментально, без запаздывания, начинает ускоряться. Наиболее дешевый вариант коробки передач.
«-» Постоянная работа сцеплением, необходимость правильно выбирать передачу. Работа с МКПП сложнее, поэтому процесс переключения передач в такой трансмиссии требует от водителя определенной сноровки. Усталость от постоянной работы педалями и рычагом коробки передач.
КОРОБКА-АВТОМАТ (АКПП)
« » Такая машина подразумевает в автомобиле всего две педали, а значит, машиной управлять легче.
«-» Как говорится, недостатки - это продолжение достоинств: автоматическая коробка очень сложная по механизму, а значит, стоит дороже обычной «ручки». Плюс потери мощности и увеличение расхода топлива. Не всегда четкая связь между колесами и двигателем.
ВАРИАТОР
« » Управлять автомобилем с такой коробкой проще пареной репы. Двигатель работает на постоянных оборотах, которые позволяют машине лучше разгоняться. Экономия топлива (мы не выкручиваем мотор, чтобы включить следующую передачу на более высокие обороты, где идет как раз расход топлива).
«-» Излишний шум двигателя. Высокая цена трансмиссии.
РОБОТ
« » Это очень небольшая легкая коробка, что дает плюс в экономии топлива. Ездить с такой трансмиссией тоже просто.
«-» Робот долго думает при переключении передач.
СЕКВЕНТАЛЬНАЯ
« » Это коробка не с одним, как обычно, а двумя сцеплениями. Такое устройство позволяет переключать передачи быстрее, чем человек и все остальные коробки. То есть сохраняется преимущество одновременно механической коробки.
«-» Это, безусловно, цена. Все-таки это коробки дорогие: за счет того, что механизм высокотехнологичный.
МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
Обладатель Кубка России по ралли Михаил КРИВОСПИЦКИЙ:
- Я считаю, что все зависит от того, как и где вы будете управлять автомобилем. Автоматическая коробка дает возможность комфортно, без напряжений добраться из точки А в точку Б, и с нашими пробками в городах она удобнее - видно, что происходит вокруг вас, как переключить передачу. И уж тем более если вы водитель начинающий. Так что я за автомат и подобные ей устройства - вариатор, робот.
Инструктор школы вождения «Формула» Игорь ЗДНЕЕВ:
- Была у меня ученица, училась прилежно, механику от и до откатала. А потом взяла и уехала в Канаду. При этом ни языка, ни друзей, ни работы... Но за две недели устроилась в крупнейший автосалон на почетную должность и за хорошие деньги. Потому что там никто не знает, как на МКПП ездить, а она знает и может. Теперь на всех презентациях она там главная персона. Так что делайте выводы.