breguet - нравится мне как они на мужчинах смотрятся
Нынешняя слава дома Breguet отчасти держалась на романтической истории самого сложного творения Авраама-Луи Бреге, законченного мастером после смерти той, для кого они были предназначены, сменившего затем множество именитых владельцев и, наконец, ставшим жертвой дерзкого ограбления. История эта настолько сложная и захватывающая, что превзошла по сложности и нереальности сами часы. То, что уникальную модель нельзя увидеть и пощупать, уже более 30 лет только подстегивало интерес публики к изделию и марке в целом. Тем более, что Николас Хайек затеял и осуществил грандиозный проект: воссоздал часы Марии-Антуанетты по описаниям и рисункам. Созданный в ходе проекта клон должен был стать триумфом современного Breguet, логичным завершением этой истории в стиле "мастер умер, королеву казнили, часы пропали, но часовое искусство – вечно!". И вдруг, словно чертик из табакерки, всплывают настоящие часы, без особой помпы возвращенные анонимным адвокатом… И правда, найденный шедевр уже не так притягателен, как безвозвратно утраченный.
Историю этих часов знают, наверное, все, кто знаком с историей Breguet. В 1783 году Бреге получил поразительный заказ от одного из офицеров королевской гвардии: Мария-Антуанетта желала приобрести часы, в которых бы объединялись все существовавшие на тот момент усложнения и изобретения в часовом деле. Ни стоимость, ни сроки королеву не интересовали. Со стоимостью ладно, "все могут короли". А вот время не подвластно даже им, и со сроками королева погорячилась: когда Бреге закончил-таки работу, Марию-Анутанетту уже казнили. Мастер решил никому не продавать эти часы.
Впервые часы Marie Antounette были представлены публике в 1827 году, через четыре года после кончины самого Бреге. Только тогда знатоки часовой механики смогли убедиться, что он действительно был гением усложнений и сумел собрать все достижения часовой мысли под крышкой одного корпуса. В XIX веке шедевр успел сменить нескольких владельцев, пока не оказался в руках одного из самых преданных поклонников Бреге - сэра Дэвида Саломонса, первого иудейского мэра Лондона. Его дочь, Вера Саломонс, передала всю коллекцию Иерусалимскому музею исламского искусства L. A. Meyer, чей основатель и эпоним был ее университетским преподавателем.
Злой рок, преследовавший эти часы еще с момента заказа, настиг их и здесь: в ночь с 15 на 16 апреля 1983 года часы "Мария-Антуанетта" и еще ряд редких экземпляров были украдены. Иерусалимская газета Haaretz тогда намекала, что степень осведомленности воров и чистота их работы свидетельствует о приближенности к музейному окружению и связях с мафией. Но полиция так и не смогла выйти на след похитителей, и дело, говоря языком российских оперов, превратилось в типичный "висяк".
Прошло более двадцати лет. За это время тема механических часов успела оказаться погребенной под сотнями передовых сверхсовременных электронных моделей и восстать из небытия. Марка Breguet сменила двоих владельцев. И вот в 2006 году некий часовой мастер связался с музеем, поскольку к нему через адвоката обратилась вдова британского бизнесмена, просившая оценить коллекцию мужа. Часовщик тут же опознал в ней украденные шедевры. Через год переговоров с адвокатом дамы коллекция была возвращена в обмен на символическое вознаграждение и при условии полной анонимности.
В том, что найден действительно тот самый шедевр Бреге, мы сможем убедиться не раньше середины этого года. Именно тогда закончится экспертиза, и только тогда будет ясно, можно ли поставить точку в этой истории. Но самое главное, тогда мы получим ответ на вопрос какие часы лучше: Бреге или востановленные по чертежам Хайека?