Интересный ликбез. Может кому-то поможет. Я прочитал с удовольствием.
Выбор бюджетного велосипеда от 300 до 500 долларов Данный текст, весьма спорный, претендует на звание референс-руководства по самой частой и самой надоедливой проблеме, возникающей на любом велофоруме: «Какой велосипед за 300-500 долларов мне выбрать?». Тем более, что скоро весна. Это вторая версия текста, взамен морально устаревшего наброска из коммьюнити Live Journal Biker, учитывающая нюансы современного велостроения. Каждый год одновременно с подснежниками все тематические системы общения в интернете наводняются текстами вида: «Здравствуйте дорогие велосипедисты! Я *-цать лет тому назад катался на советском велосипеде (или катаюсь до сих пор), но неожиданно разбогател, потому прошу подсказать мне, какой горный-городской-скоростной велосипед мне выбрать в пределах 300-500 долларов. Завсегда Ваш, Захаров Макар». Как вариант, автор озадачен выбором из двух чрезвычайно похожих велосипедов разных марок, но одной страны происхождения. Попытаемся избежать всегда спорных объявлений "лучшего производителя всех времен", но найдем и опишем универсальные критерии, по которым любой человек сможет сделать выбор.
Только туризмКого-то это шокирует, но вот факт: 300-500 долларов, это не средняя, а самая нижняя допустимая планка для современного многоскоростного велосипеда без переднего амортизатора (или с амортизационной вилкой самого начального уровня, если речь идет о 500 долларах). Качественными за такие деньги могут быть только велосипеды для умеренного катания с диаметром колеса 26” и 28”. Первые называют MTB (Mountain Bike) или, более правильное название, ATB (All-Terrain Bike). Это туристические велосипеды с широкими покрышками и передним амортизатором (амортизационной вилкой). Диаметр колеса 28 принадлежит классу дорожных гибридов (все советские туристические велосипеды также в этой группе), с относительно узкими покрышками, часто жесткой вилкой и хорошей защитой от грязи и брюк велосипедиста. Назначение: городская или шоссейная туристическая езда.
Таким образом, за 300-500 долларов нельзя найти качественный современный:
спортивный шоссейный велосипед
downhill-велосипед (для скоростного спуска) и вообще любой полноподвесный байк
спортивный циклокроссовый велосипед
профессиональный кросс-кантрийный велосипед (тот самый пресловутый горный байк)
велосипед с рамой или вилкой с карбоновыми элементами
Если вы видете любой аппарат вышеперечисленного типа за 300-500 долларов, речь идет о действующем макете. Велосипед, предназначенный к профессиональному и, тем более экстремальному использованию, стоит в несколько раз дороже даже в базовых вариантах. Китайские поделки такого рода, опасны для жизни (подробнее об этом ниже).
Оговоримся, границы отличающие один класс велосипедов от другого, весьма размыты. Так, велосипед с алюминиевой рамой за 450 долларов с клещевыми тормозами, резиной 28мм и рулем-баранкой, уже вроде как представляет собой шоссейный велосипед, но если при биении велосипедов на классы учитывать не только обвеску, но и цену и нюансы рамы (геометрия, наличие крепления для крыльев и багажников) мы отнесем такой велосипед скорее к спортивному гибриду. Качественный профессиональный или велосипед для интенсивного спортивного катания в вышеуказанный диапазон цен попасть не может!
Впрочем, чудесен мир рынка в Сокольниках. Там вы сможете купить и Downhill-аппарат за все 400 долларов. Единственное, что его будет роднить с работающим братом, это вес.
Еще раз перечитайте этот раздел. Повторим. 300-500 долларов это минимальная планка. Велосипед с амортизатором не должен стоить 300 долларов, а около 500. Для прогулочных гибридов вилка не обязательна вообще.Все единоИтак. Покупатель, наконец, готов умерить аппетиты и желание быть похожим на Лэнса Армстронга и ограничить свою фантазию рабочим городским велосипедом за 300-500 долларов.
<span style='font-size:16pt;line-height:100%'>типичный бюджетный велосипед за 450$</span>Но вот новая проблема. Новичок, особенно не имеющий предпочтений в типе велосипеда или торговой марки, буквально тонет, делая выбор среди схожих внешне моделей велосипедов разных производителей. В данном ценовом диапазоне мы беремся насчитать не меньше полусотни моделей велосипедов с разными логотипами, но со схожей начинкой. Голова, конечно, идет кругом, сколько надо всего обдумать и решить- вот на «том» велосипеде резина гладкая, как колено, а на «этом» злошипованная, но ведь рама алюминиевая, сплав 6061, а здесь 7005, да и руль совсем прямой, а там с подъемом, в общем 1001 вопрос, прям беда. И суть- какой именно тип велосипеда выбирается, не важно- проблемы схожи.
Примем как аксиому: все велосипеды одного типа (скажем, гибриды), всех примелькавшихся производителей рынка, даже с абсолютно разной внешне начинкой, в усредненном рассмотрении практически одинаковы. Это значит, что в целом, работоспособность механики, ее долговечность, качество рамы, сборки, логотип на компонентах, дают какой-то коктейль со схожим вкусом. 300 грамм варенья, два литра мясной подливки, чесночный соус, четыре банки анчоусов и двести грамм карри не сильно изменят вкус, если варенье заменить куриным бульоном. Поясним на более понятном примере.
Колеса велосипеда Alite KHS 2004 года (здесь и далее, если не оговорено особо, все торговые марки используются для гипотетического примера, рассматриваемая ситуация взята из головы) приходят в негодность через 1000 километров пробега. Если вы знаете об этом, услышав в каком-то форуме (что вообще сомнительный источник информации), и, стараясь избежать проблемы, выбираете велосипед FELT, на котором эта проблема, по словам продавца, отсутствует, будьте уверены: сломается что-то другое, на чем производитель вынужден был сэкономить. Картридж, или умрет амортизационная вилка, а может что-то еще. Еще пример: облегченный руль на велосипеде означает, что производитель скорее всего компенсировал свои затраты китайским дерматиновым седлом, которое начнет трещать по швам через несколько месяцев использования.
Почему так происходит? Нет, это не закон подлости и не законы Мерфи. Только момент ценообразования, который мы сейчас разберем на пальцах. Возьмем красивый велосипед за 500 долларов. Сложный в принципе аппарат: многоскоростной, вилка амортизирует, краска блестит, да и денег серьезных стоит. Проследив его цепочку с завода до прилавка в обратном направлении. Мы увидим, что цена такого велосипеда при закупке магазином у дистрибьютора составляет уже 300-350 долларов. Последний, закупая этот велосипед в количестве «вагон ЖД 1шт. из Китая» платит за штуку 100-200 долларов. Отпускная цена с завода уже все 70-100, где реальная себестоимость, за вычетом зарплаты рабочим, обеденных порций риса, партийных взносов, рекламы и электричества все 40-70 долларов.
Очевидно, что в таком узком ценовом коридоре реализовать какие-то сверхъестественные преимущества над конкурентами невозможно. Если производитель оснащает велосипеды чуть более прочными, но дорогими колесами, он обязан компенсировать свои затраты либо, подняв цену, но тогда он потеряет ценовую нишу на рынке, поскольку велосипед вырастет в цене, либо, что чаще бывает, поставит какую-то более дешевую другую деталь. Прибавил в одном месте – вынужден отрезать от другого. И именно этот компонент выйдет из строя, и именно по этой причине, пользователю лучше не сосредотачивать все свое время на анализе качества безродных втулок или рулей, установленных на бюджетном велосипеде.
Естественно, на свете существуют идеалисты, ищущие самый из самых компромиссов, где все более или менее надежно. Утверждение: все попытки в длинных спорах на форумах найти золотую середину эконом-класса и назвать ее имя-модель велосипеда, пустая трата времени. Определить оптимальный велосипед невозможно. Бюджетный байк и его компоненты просто не успевают себя полностью показать за сезон, а производитель обновляет модельный ряд. Велосипед живет на рынке одно лето, после чего сменяется моделью, часто с таким же названием, но полностью отличной начинкой. Здесь как происходит: обычно, название отражает не суть модели, а ее позицию в модельном ряду компании. Скажем, велосипед Forester назначается младшим в линейке Scott USA. И хоть в два раза подними цену на все велосипеды Scott, улучшив соответственно их начинку, Forester’ом будут называть самый дешевый, хотя различия с прошлым годом будут более чем кардинальными. Поэтому аргумент соседа по подъезду, вида: «Kona Kahana- лучший выбор, 5 лет езжу и не могу наездиться», недействителен. Человек ездит на ДРУГОМ велосипеде, абсолютно отличном от того, что стоит на витрине сегодня, как рамой, так и механикой. Это правило действует на велосипеды с одним названием, даже если их разделяет всего один год и одна смена модельного ряда. Исключения тут возможны, но в данной статье мы занимаемся не их поиском.
Вывод. Стоя перед витриной с двумя схожими по цене и комплектации велосипедами разных известных производителей, выбирайте по внешнему виду и ощущениям. Под краской они похожи, как разлученные близнецы-братья.