Линкоры типа Витторио Венето
Проектирование линкоров типа «Витторио Венето» началось в Италии еще в начале 1930-х, практически одновременно с работами по модернизации кораблей типов «Андреа Дориа» и «Конте ди Кавур» под руководством главного конструктора флота генерала Пульезе. Первые два корабля, «Литторио» и «Витторио Венето», строились в рамках программы 1934 г. Хотя на момент закладки стандартное водоизмещение линкоров в соответствии с договорами по ограничению морских вооружений не должно было превышать 35 000 т, у итальянских линкоров это значение сразу возросло на 5000 т, так как еще на стадии проектирования выяснилось, что создать сбалансированный корабль в договорных рамках нереально.
Исходя из возможностей национальной промышленности в качестве главного калибра избрали не разрешенные 406-мм, а остановились на 381-мм орудиях. Меньший калибр итальянцы попытались компенсировать большей начальной скоростью снаряда, однако за это пришлось заплатить быстрым разгаром ствола и, как следствие, снижением точности стрельбы. Интересной особенностью кораблей типа «Витторио Венето» стало необычайно высокое расположение кормовой башни в попытке уберечь находящуюся на квартердеке катапульту от воздействия пороховых газов при ретирадном огне.
Бронирование, традиционно считающееся слабым местом итальянских кораблей, на «Витторио Венето» было чрезвычайно мощным. Пояс по ватерлинии высотой 3,8 м (1,5 м под водой в полном грузу) имел наклон наружу 11° и состоял из внешнего 70-мм слоя и отстоящего от него на 0,25 м главного — из 280-мм плит. Далее вглубь корпуса через 1,4 м шла 36-мм главная броневая переборка, установленная под тем же углом, что и пояс. Наконец, еще ближе к диаметральной плоскости находилась последняя преграда — 25-мм вторая броневая переборка, но уже имеющая наклон к середине корпуса. Суммарная горизонтальная защита, таким образом, составляла 409 мм. Борт выше пояса также бронировался и имел толщину 70 мм, а в носовой оконечности — 45 мм. Чрезвычайно толстой выполнялась броневая палуба — до 162 мм над погребами и 100 мм над ЭУ.
Противоторпедная защита конструкции генерала Пульезе очень походила на примененную на модернизированных линкорах, но была шире и имела элементы и связи большей толщины. Горизонтальная броневая 40-мм палуба, примыкающая одним концом к нижней кромке броневого пояса, на некотором удалении загибалась по большому радиусу вниз и переходила в вертикальную 40-мм переборку, упирающуюся в двойное дно. Внутри образованного этой переборкой и наружным бортом пространства вдоль корпуса тянулась труба диаметром около 3,8 м с толщиной стенок 6 мм. При заполненном водой или топливом отсеке и остающейся пустой трубе последняя при попадании в борт торпеды играла роль разрушаемого поглотителя энергии взрыва, поскольку была «мягче» окружающей ее конструкции. ПТЗ была рассчитана на противодействие взрыву торпеды с весом заряда 350 кг ТНТ.
При весьма мощном бронировании корабли типа «Витторио Венето» оказались одними из самых быстроходных линкоров в мире, явно уступая лишь последним американским. На испытаниях оба первых линкора более чем на 1 узл. перекрыли контрактную скорость, а в ходе повседневной службы их скорость превышала 28 узл.
Следующая пара линкоров, «Рома» и «Имперо», строилась по программе 1938 г. Для улучшения мореходности палуба полубака получила некоторый подъем по направлению к форштевню, что несколько увеличило наибольшую длину.
В 1942 — 1943 гг. на «Литторио» и «Витторио Венето» усилили зенитное вооружение, установив дополнительные 20-мм/65 автоматы: 6x2 — на первом, 8x2 — на втором.
Витторио Венето (Vittorio Veneto) 1934/1948
В марте 1941, «Витторио Венето» поврежден авиационной торпедой в сражении у мыса Матапан, ремонт продлился до августа 1941 г. В декабре 1941 г. поврежден торпедой английской подводной лодки «Urge»; ремонтировался до марта 1942 г.
Литторио (Littorio) 1934/1948
«Литторио» тяжело поврежден во время налета английской палубной авиацией 11 ноября 1940 на Таранто. В линкор попали три торпеды, ремонтировался до апреля 1941 г.
30 июля 1943 «Литторио» переименован в «Италия». При переходе итальянского флота на Мальту линкор поврежден в результате попадания немецкой управляемой бомбы FX-1400.
Рома (Roma) 1938/1943
При переходе итальянского флота на Мальту «Рома» получил 2 попадания планирующими бомбами FX-1400, запущенными с немецких самолетов. Попадания вызвали пожар и взрыв погребов боезапаса, линкор затонул западнее пролива Бонифаччо.
Имперо (Impero) 1938/1945
Достройка «Имперо» так и не была завершена — в сентябре 1943 г. его корпус захватили немецкие войска. 20 февраля 1945 потоплен авиацией союзников в Триесте
Характеристики:
Общие:
Длина: 237,8 м
Ширина: 32,9 м
Водоизмещение стандартное: 40 517 тонн
Водоизмещение полное: 45 029 тонн
Запас хода: 4 700 миль
Осадка: 9,7 м
Экипаж: 1 950
Скорость: 30 узлов
Вооружение:
Орудия: 9 381 мм; 12 152 мм
Зенитные установки: 4 120 мм; 12 90 мм; 20 37 мм; 16-28 20 мм
Самолеты: 3