600-мм тяжелые самоходные мортиры "Карл" - самые крупнокалиберные из всех применявшихся во второй мировой войне самоходных артиллерийских установок. В 1940-1941 годах были созданы 7 машин (1 прототип и 6 серийных САУ), которые предназначались для разрушения долговременных оборонительных сооружений. Проектирование осуществлялось фирмой "Рейнметалл" с 1937 года. Работы курировал начальник управления вооружения вермахта генерал артиллерии Карл Беккер. В честь него новая арт-система и получила свое имя.
Первую мортиру изготовили в ноябре 1940 года, и она получила имя "Адам". До середины апреля 1941 года были выпущены еще три: "Ева", "Тор" и "Один". В январе 1941 года сформировали 833-й тяжелый артиллерийский дивизион (833 Schwere Artillerie Abteilung), включавший в себя две батареи по два орудия в каждой. На начало Великой Отечественной войны 1-я батарея ("Тор" и "Один") была придана группе армий "Юг", а 2-я ("Адам" и "Ева") - группе армий "Центр". Последняя обстреливала Брестскую крепость, при этом "Адам" произвел 16 выстрелов. У "Евы" же первый выстрел оказался затяжным, и всю установку пришлось везти в Дюссельдорф. 1-я батарея находилась в районе Львова. "Тор" произвел четыре выстрела, "Один" же огонь не вел, так как потерял гусеницу. В июне 1942 года "Тор" и "Один" обстреливали Севастополь, выпустив при этом 172 тяжелых и 25 легких бетонобойных снарядов. Их огнем была подавлена советская 30-я береговая батарея.
К концу августа 1941 года в войска поступили еще две мортиры - "Локи" и "Зиу". Последняя в составе 638-й батареи в августе 1944 года обстреливала восставшую Варшаву. Мортира, предназначавшаяся для обстрела Парижа, подверглась бомбардировке при перевозке по железной дороге. Транспортер оказался сильно поврежден, и орудие взорвали.
В конце второй мировой войны 600-мм стволы на трех мортирах - это были "Один", "Локи" и "Фернрир" (резервная установка, не принимавшая участия в боевых действиях) были заменены 540-миллиметровыми, обеспечивавшими дальность стрельбы до 11000 м. Под эти стволы были изготовлены 75 снарядов весом по 1580 кг.
Качающаяся часть 600-мм мортиры была установлена на специальном гусеничном шасси. У прототипа ходовая часть состояла из 8 опорных и 8 поддерживающих катков, у серийных машин - из 11 опорных и 6 поддерживающих. Наведение мортиры осуществлялось вручную. При выстреле происходил откат ствола в люльке и всего станка в корпусе машины. В связи с большой величиной силы отдачи самоходная мортира "Карл" перед выстрелом опускалась днищем на грунт, так как ходовая часть не могла воспринять усилие отдачи в 700 т.
Боекомплект, который состоял из 8 снарядов, перевозился на двух бронетранспортерах, разработанных на базе немецкого танка второй мировой войны PzKpfw IV Ausf D. Заряжание производилось с помощью стрелы, установленной на бронетранспортере. Каждый такой транспортер перевозил четыре снаряда и заряды к ним. Вес снаряда составлял 2200 кг, дальность стрельбы достигала 6700 м. В носовой части самоходной мортиры "Карл" был установлен дизельный 12-цилиндровый двигатель жидкостного охлаждения "Даймлер-Бенц", использовавшийся на торпедных катерах и задросселированный до 427 кВт, и гидромеханическая трансмиссия с тремя поочередно включаемыми гидротрансформаторами. Двухступенчатый планетарный механизм поворота был оборудован пневматическим сервоприводом. Торсионная подвеска соединялась с расположенным в корме редуктором опускания машины на грунт. Редуктор приводился в действие от двигателя машины и посредством рычажной системы поворачивал на определенный угол противоположные балансирам концы торсионов.
Большую проблему представляла транспортировка 124-тонной самоходной мортиры "Карл" к месту расположения предполагаемой огневой позиции. При перевозке по железной дороге самоходная мортира подвешивалась между двумя специально оборудованными платформами (передней и задней). По шоссе машина транспортировалась на трейлерах, разобранная на три части.
Трофейный "Адам" стоит в подмосковном музее в Кубинке рядом с таким же монстриком "Маусом".