Дефицит бензина: причины и прогнозы.
Российские нефтяные компании в мае откажутся от экспорта бензина в пользу внутреннего рынка и полностью удовлетворят внутренний спрос на нефтепродукты, заявило Минэнерго. Почему так резко и внезапно возник дефицит бензина, что даст отказ от экспорта, поможет ли он насытить рынок, выясняли Вести.Ru.
«В мае на экспорт компании не пойдут, все объемы будут поставлены на внутренний рынок», — заявил врио главы Минэнерго Сергей Кудряшов, уточнив, что речь идет только о бензине. В 2010 году компании поставили за рубеж 3 млн тонн бензина. В мае нефтяные компании полностью удовлетворят внутренний спрос на нефтепродукты, отметил Кудряшов. «Мы с компаниями договорились, что в мае они удовлетворят все потребности внутреннего рынка», — пояснил он. Минэнерго поручило «Газпром нефти» и «Роснефти» совместно с регионами составить график поставок на май и представить его в Минэнерго.
В чем причина столь внезапного дефицита нефтепродуктов и, в частности, бензина? Еще неделю-две назад об этом не было и речи. А сегодня со всех регионов страны поступают новости о том, что на АЗС закончился или заканчивается бензин.
В Минэнерго считают, что одной из причин дефицита нефтепродуктов на внутреннем рынке стал несвоевременный выход независимых производителей на биржу. В связи с этим Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) дано поручение обучить независимые компании работе на бирже. Биржа должна составить совместно с регионами график обучения.
По словам вице-президента биржи Владимира Чарчияна, в торгах на СПбМТСБ участвуют более 700 компаний. Биржевые цены в апреле на 92-й бензин выросли на 18,8%, 95-й бензин подорожал на 5%, дизтопливо подешевело на 1,5%. «Спрос в десятки раз превысил предложение», — пояснил Чарчиян, отметив, что неудовлетворенных заявок на покупку топлива в Москве — 10%.
Допустим, спрос на бирже превышает предложение. Но через биржу проходит едва ли десятая часть производимого в России бензина. В феврале вице-премьер Игорь Сечин предложил всем НПЗ увеличить объемы биржевой торговли нефтепродуктами до уровня не ниже 15% от производимых объемов. Но в этом случае остальные 85% идут на рынок напрямую по заранее оговоренным контрактам. Даже если цены на бирже повысились, то условия контрактов менять нельзя, и цены не должны расти. А они растут, чем и заинтересовалась ФАС.
В 2010 году на российских НПЗ произвели 177,2 млн тонн нефтепродуктов, из них 81,8 млн тонн ушли на внутренний рынок. Лишь 7,9 млн тонн нефтепродуктов (9,6% рынка) проданы на бирже. Так что повышение биржевых цен — не повод к росту цен по всей стране.
В феврале нефтяники получили помесячный план продаж нефтепродуктов на СПбМТСБ до конца года. В частности, «Роснефть» должна продать за десять месяцев 5,2 млн тонн (в 2010 году компания продала на бирже 3 млн тонн), «ЛУКойл» — 3,9 млн тонн (891,5 тыс. тонн в 2010 году), «Газпром нефть» — 3,5 млн тонн (1 млн тонн), ТНК-ВР — 3 млн тонн (1,4 млн тонн), «Сургутнефтегаз» — 1,9 млн тонн (592 тыс. тонн).
Цифры говорят сами за себя. Они показывают, что продаваемые на бирже объемы не могут серьезно повлиять на основную часть рынка, поскольку эта часть «охвачена» долгосрочными контрактами с заранее оговоренными ценами. Так что биржа не виновата в создании дефицита.
Может, пора вмешаться государству? Минэнерго считает невозможным введение госрегулирования цен на нефтепродукты, заявил Кудряшов. «Есть другие рычаги», — отметил он. На вопрос о том, может ли это быть таможенно-тарифное регулирование, чиновник ответил: «Вы правильно понимаете».
Основными поставщиками нефтепродуктов в регионах выступают «Роснефть» и «Газпром нефть». В частности, на Алтае, где дефицит бензина ощущают острее всего, преобладают две заправочные сети — «Роснефти» и «Газпром нефти». При этом «Роснефть» заявила, что не сокращала поставки нефтепродуктов в Алтайский край. В «Газпром нефти» подтвердили, что объем поставок остался прежним. В «Роснефти» считают, что, возможно, к дефициту привел повышенный спрос, который не учтен при распределении нефтепродуктов по регионам.
Премьер-министр Владимир Путин дал задание «всем компетентным ведомствам доложить» о причинах возникшего в регионах дефицита бензина. ФАС пообещала, что в случае выявления фактов создания искусственного дефицита и необоснованного роста цен возбудит против виновных дела. Получается, объем поставок остался прежним, а дефицит возник на пустом месте. Но так не бывает.
«В нефтяном мире бывает. Это закрытый от нас мир. Цифры нефтяники могут представить любые. Дело в другом. Сейчас нефтяные компании гонят бензин на экспорт. Это выгоднее, чем продавать его внутри страны по низким ценам. В Европе после событий в Ливии иссякают запасы топлива, новые поставки ограничены. Цены на бензин поползли вверх. На тонне бензина можно очень хорошо заработать», — пояснил Вестям.Ru финансовый эксперт Евгений Полуэктов.
Вот в Европе спрос как раз растет, а на Алтае с чего бы ему расти, задается вопросом Полуэктов. Как-то разом спрос неожиданно увеличился во всех регионах страны. Возможно, свою роль играет начавшийся дачный сезон, летние отпуска. Однако и в прошлом году дачный сезон также случился, и в отпуск люди ездили, но дефицита бензина не было. Так что дело не в растущем спросе, считает эксперт.
«Возможность возникновения топливных кризисов на внутреннем рынке заложена в самой структуре топливной отрасли экономики и, в частности, в нефтяной отрасли, в которой доминируют вертикально интегрированные компании (ВИНК), стремящиеся контролировать всю технологическую цепочку от добычи сырой нефти до конечного сбыта нефтепродуктов», — подчеркнул Полуэктов.
Экономическими «плюсами» ВИНК являются возможность выстраивать скоординированную ценовую политику во всех звеньях технологической цепи и гибкая, независимая стратегия продаж на внутреннем и внешнем рынках, особо отметил эксперт. ВИНК отличает достаточно высокая «автономность» от государственных интересов и социальной ответственности. «Другими словами, если в силу ценовых ножниц становится выгоднее продавать на экспорт, то компании немедленно сокращают продажи на внутреннем рынке и перебрасывают товар на внешние рынки для увеличения прибыли, что сейчас и происходит», — пояснил Полуэктов.
Решение вопроса заключается в регулировании баланса продаж нефтепродуктов между рынками. Такой механизм существует — это госпакеты в уставных капиталах нефтяных компаний и работа представителей государства в советах директоров нефтяных ВИНК. Крупных чиновников в ранге министра и замминистра из советов директоров компаний выводят, что правильно. Но в руководстве компаний представители государства остаются, и от них многое зависит при выработке стратегии продаж, считает эксперт.
Источник в нефтяной отрасли указал Вестям.Ru на еще одну причину возникновения дефицита нефтепродуктов. «Дополнительные объемы нефтепродуктов срочно перебросили по нефтепроводу ВСТО в Китай. Отвод от нефтепровода заработал, нефть в Китай пошла. А с прогнозируемыми объемами добычи и наполнения нефтепровода заминка вышла. Но китайцы жестко спросят за перебои в поставках. Тем более, что они кредиты дали на $25 млрд под поставки нефти», — отметил источник.
Сейчас важно показать, что Россия — надежный партнер, тем более, что к подписанию готовят несколько важных энергетических контрактов с Китаем. У любой страны могут возникнуть трудности, здесь нет ничего зазорного, считает источник. Дело большое, новое. Но китайская сторона использует любой предлог для снижения цены на российские углеводороды, считает источник.
Тот факт, что правительство не намерено вводить госрегулирование цен на нефтепродукты, свидетельствует о том, что положение в этой отрасли не столь тревожно, как об этом говорили в последние дни, заметил Вестям.Ru директор по развитию и маркетингу информационно-аналитического центра «Кортес» Павел Строков. Для улучшения положения дел на рынке нефтепродуктов примут комплекс мер. Помимо заявленного ограничения экспорта, власти могут разрешить продажу бензина стандарта «Евро-2», прекращенную с начала года, и дальнейшую продажу бензина А-92, которую предполагали завершить к 1 января 2012 года. Нельзя исключить и того, что для защиты потребителей от роста цен на моторное топливо могут снизить и акцизы, считает Строков.
Президент «ЛУКойла» Вагит Алекперов объяснил происшедшее удорожание топлива новым витком увеличения мировых цен на сырую нефть при одновременном повышении акцизов на бензин с начала года. Сейчас нефтяные компании обсуждают с правительством возможность уменьшения акцизов. И поскольку нынешняя стоимость бензина не отражает реальных затрат производителей, то цены могут вырасти на 5-7%, считает Алекперов.
В Минэнерго также заявили о возможном повышении цен на нефтепродукты на 5%, напомнил Строков. Очевидно, в мае цены на АЗС поднимутся еще на 5-7%. При этом ожидают, что профильные ведомства создадут ценовые индикаторы, которые будут учитывать реальные условия на рынке и станут ориентирами для его участников. В итоге, в летние и последующие месяцы в России удастся стабилизировать обстановку на рынке нефтепродуктов, заключил эксперт.
В ФАС Вестям.Ru заявили, что выводы антимонопольной службы относительно причин дефицита топлива в ряде регионов и роста цен на него, очевидно, будут представлены после майских праздников. ФАС 26 апреля объявила, что начинает проверку в 20 российских регионах с целью выявления фактов сговоров и злоупотреблений доминирующим положением на федеральном и региональном рынках нефтепродуктов.
Ведомство намерено проверить ВИНКи, нефтеперерабатывающие заводы, а также независимые АЗС по фактам создания дефицита и резкого повышения цен на моторное топливо. В этой связи запросят объяснения у «ЛУКойла», «Газпром нефти», ТНК-ВР, «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», «Альянса», «Башнефти».
В случае выявления фактов создания искусственного дефицита и необоснованного роста цен ФАС возбудит дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства в отношении оптовых и розничных продавцов. Накануне ФАС известила о том, что в рамках «первой волны» дел о нарушениях антимонопольного законодательства на рынке нефтепродуктов «Роснефть» на днях перечислила в федеральный бюджет административный штраф в размере 1 508 688 396 рублей. В 2008 году ФАС обвинила «Роснефть» в создании монопольно высоких цен на нефтепродукты и дискриминационных условий при продаже нефтепродуктов хозяйствующим субъектам, не входящим в эту компанию.