Взято у Проходимцев!!!!
На этот раз мы покоряли перевалы Джунгарского Алатау, накатали 750 км и насладились не только хорошей, почти летней погодой, но и неповторимыми видами.
О существовании Джунгарского Алатау я знала из школьного курса географии. Что есть такой горный хребет, вернее два почти параллельных хребта - северный и южный. И катаясь много лет подряд на соленую часть Балхаша, мы оставляли эти хребты справа по курсу. Так же эти горы видны вдалеке и с Чарынского участка. (В Интернете я выяснила такое- Джунгарский Алатау расположен между котловиной озера Алаколь, восточной частью озера Балхаш и долиной реки Или. Ледники, снега и подземные воды питают реки, стекающие с северного склона к озерам Балхаш, Алаколь, Сасыкколь, а с южного склона - к реке Или).
Вот и все. Я как-то и не мечтала там однажды оказаться. На этом горном хребте мне бы хотелось остановиться чуть подробнее. Очень трудно в наше время найти горное ущелье, незаполненное туристами, и незагаженное ими же. Джунгарский Алатау ( или Семиреченский) находится на юго-востоке нашей любимой страны - Казахстана. Протяженность гор достигает 400 км, а по высоте и оледенению они уступают лишь Памиру, Тянь-Шаню и Кавказу. Хребет уходит в Китай. Выше 2500 метров расположены альпийские луга. Горы достаточно широкие – с севера на юг -120 км.
Хребет не единый, от него отходит множество отрогов. Высоты варьируются от 700 до 4662 метров над уровнем моря. Здесь много мореных озер, глубоких ущелий с отвесными каменными стенами, много ледников, протяженностью от 8 до 10 км. Часто сходят лавины. Водораздельные гребни изобилуют большими ледниками. Три самые высокие вершины Джунгарского Алатау: пик Семенова-Тян-Шанского (4562 м), пик Абая (4490 м) и пик Шумского (4442 м). До них мы, к сожалению, не доехали. Да мы и не стремились. Но, если бы доехали, в этот ясный осенний день, мы вполне могли бы разглядеть блики воды на Балхаше.
Но… Поехали!
Мы должны были увидеть реку Кора, подняться вверх по Коринскому ущелью, и искупаться в водопаде Бурхан - Булак (который с казахского переводится, как «бушующий поток»).
Забегая вперед, хочу сказать, что меня поразила природа. Эти горы отличаются от наших привычных, от всем знакомого Заилийского Алатау. Во-первых, там нет таких безумных высот. Горы - почти все скальники, поросшие лиственными лесами, вперемешку с хвойными, что для наших мест большая редкость.
Ехать 40 км и видеть все время березы – я такое видела первый раз. Поражало сочетание осенних красок – красных, желтых, багряных и ярко-зеленых. От вида разноцветных гор трудно было оторваться! Плюс еще ярко-синее небо и солнышко.
На верхушке многих гор лежали остатки ледников.
Что самое интересно в этом районе – это многочисленные горные речки, стекающие с вершин гор вниз – множество мини-водопадиков. Как вода попадает наверх скал – остается загадкой. Скорее всего – это родники.
Вообще, нам обещали просто адские условия ночевки - минус семь, холод и дождь. Я очень жалела, что не взяла зимние Гриндерсы, в которых проездила все лето по горам и перевалам.
Но мы сразу поняли, что поездка удастся в любом случае. Была волшебная ночь, и нам освещала путь огромная полная желтая луна. Когда мы переехали пост Гаи, она выглянула из-за скал, роняя свой бледный свет на трассу. Такая красота!
Она шептала, подмигивая – «Валите, валите из Алма-Аты, тут на выходных будет плохая погода, а вы все заслужили немного тепла, счастья и приключений».
На подъезде к Талды-Кургану произошла путаница, 4 машины уехали не на ту объездную дорогу, и один из членов Совета Клуба, заправившись на Гелиосе, погнал заблудших овечек обратно в стаю.
Одна из отстающих машин догнала нас, две другие
почему-то оказались в Талды-Кургане, там нашли друг друга и решили ехать в Текели по другой дороге.
Подъезжать в 11 ночи к Текели было прикольно- еще издали был заметен какой-то нереальный оранжевый свет. Оказалось, что на самой границе города светятся огромные теплицы. Территория обнесена забором из колючей проволоки. Мы предположили, что там круглосуточно выращивают травку. Вообще, город Текели, был заложен у подножия джунгарских гор в конце 30-х годов на месте крупного месторождения полиметаллов. Уже в Великую Отечественную войну это месторождение давало стране свинец для каждой восьмой пули. Город, расположенный у слияния рек Коры, Чижи и Текелинки, очень интересен, в нем чувствуется дыхание умершей страны, среди его достопримечательностей и улица длиной в 28 км.
Итак, еще 2 машинки в стае и мы движемся вверх по главной улице Текелей.
Я вообще мало чего боюсь в этой жизни, но когда ночью, в 12 часов, в полнолуние едешь по кладбищу… Я натянула на голову капюшон и сказала V.I.T – y – «Как все это проедем, ты мне скажи». А кладбище будто было бесконечное…
Да еще Вит рассказывал ужасы…
Дальше началась самая пыльная часть пути. Мы ехали просто, как в тумане. Дождей не было больше 2-х месяцев, пыль стояла такая, что не было видно габаритов впереди идущей машины. Колонная двигалась медленно, Уазик всех подгонял воплями - «Езжайте быстрее, если какая-нить машина упадет в пропасть, вы об этом узнаете».
Доезжаем до лесника, отдаем ему разрешение на проезд и по 200 тенге с машины. От домика лесника, до Китайской границы- 90 км. Документы у нас никто не проверяет.
Воин говорит, что по бездорожью 40-45 км. Значит скоро приедем, и увидим водопад.
Наивные мальчики и девочки в 16-ти машинах и не подозревали, что подъем займет чуть больше 5-ти часов. И в лагере мы окажемся в 5-35 утра.
Хотя Воин честно сказал - такой колонной мы будем ехать часа 4.
Ночью ехать прикольно – ничего не видно в пыли, сбоку шумит река, понимаешь, что едешь то по узкой колее, то по лесу, то по обрывам. Да еще и луна светит.
Ощущения неописуемые – опять же из разряда – «страшнее только в роддоме». В какой-то момент едем, вообще ничего не видно, даже навороченные фары Вита, то есть его машины, не могут пробить слой пыли в темноте. И тут – опа. Вит решает включить щетки, вместе с омывателем.
Господа, произошло настоящее чудо – мы увидели дорогу и яркую черную ночь. На лобовом стекле лежал просто 5-ти сантиметровый слой пыли.
Обещанного брода в 1 метр 25 см мы так и не прочувствовали. Единственно, сначала мы с Витом сидели пристегнутые, потому что не знали, где в этой машине установлены пиропатроны, а выстрел подушки в лицо никому получить не хотелось, но когда мы поняли, что все камни, о которых предупреждают, как об опасных, остаются у нас вне зоне досягаемости, мы отстегнулись. 35 колеса и лифт-комплект «Ранчо» делали свое нужное дело.
Где-то часа в три ночи Гера об камень загнул диск, пока меняли колесо, не получилось устроить даже маааааленького привала. Так оперативно все было заменено.
Опять вверх, опять в путь, под руководством Воина. Рассветает в горах поздно, поэтому, когда мы в 5-25 утра приехали на место стоянки, над нами светила все та же луна и было темно.
Князь на Делике порвал об камни колесо, и вторая группа осталась дожидаться их.
Мы оказалась на поляне, я думала, что мы уже доехали до водопада, но его шум не был слышен.
Подъехавшая вторая группа начала будить спящих, именинницу Аннамалию просто вынесли на руках из машины. И давай поздравлять!
Поспать удалось ровно 4 часа. Спать было жарко – упаковавшись в спальник и одеяло, я поняла, что сделала большую ошибку. Жаркая летняя ночь была так коротка.
Утро нас встретило радостным солнышком и синим-синим небом. Воздух был настолько прозрачен, что казалось, он звенит.
Следы недавнего отмечания ДР были везде, многие так и уснули – рядом со столом, кто на кариматах, кто просто на земле.
Конечно, ехать за рулем по трассе 300 км, потом еще по горам. 40 км мы ехали 6 часов. Поразительная скорость, это даже медленнее, чем дорога через горы на Иссык-Куль, с учетом разбираемых вручную завалов. Естественно водители устали и свалились без сил, кто где мог.
Неугомонный Зуммер принялся будить весь лагерь – «Нам надо ехать на водопады!!!»
Лагерь завтракал и собирался часа два. Долго не могли решить тут ли будет основной лагерь и будет ли выше место для нового. Так же возникла идея завтра вернуться альтернативным путем. Горячее обсуждение это маршрута для подготовленных машин проходило на капоте Прада Петровича, ноутбук с картой, от солнца укрыли бумажной картой.
Сама речка Кора - мутная, все из-за того же таяния ледников. Вода в ней серо-стальная. В этой воде никто не хотел умываться, и всем пришлось таки ехать на водопады.
Проехали по небольшой долине, с выжженной солнцем травой, чуть поплутали, ища спуск к водопаду и… Все машины поехали туда, а машина Петровича с Уазиком на борту, Прадо Димона с Анномалией и наша, отправились дальше.
Мы доехали до конца ущелья, это почти до китайской границы, мы увидели красивейшее озеро, которое почему-то многие обозвали «болотом», мы нашли старинный деревянный мост ручной работы, рискуя жизнь мы вскарабкались на него… Вот только желание загадать забыли. Господин Уазик прочитал нам целую лекцию об этих удивительных местах. На речке была обнаружена тарзанка, на которой все и покатались.
На наши поиски были отправлены 2 машины. Самый прикол заключался в том, что наша основная группа нашла место нового лагеря, начали готовить плов, а крышка от большого казана была у Петровича на крыше. Сообразительным Проходимцам пришлось укрывать казан бушлатом.
Мы ведь тоже проголодались и решили проехаться разок по чайку. И поздравить Анномалию, чей ДР мы благополучно проспали.
На весьма симпатичной полянке мы разложили столик и стульчики. Непонятно откуда в такой глуши материализовалась бутылка шампанского и мартини Бьянко.
Как пишется в иностранных романах- И пошла веселуха.
Реалии суровой казахстанской жизни – китайская лапша с тушенкой, мартини, текила и пшеничная от Немирова.
Нет, мы конечно помнили про крышку и про плов, но и что-то спасательная команда не спешила от нас уезжать. В пять вечера вся группа двинулась вниз, возвращать крышку. А мы на Тойоте еще раз нечаянно засели в болото.
Час спустя, уже, когда солнце скрылось за верхушками скал, из лагеря стали подтягиваться машины, решившие посмотреть на это чудо – на озеро посреди горной долины. Приехавшие ободрили нас – Может быть, вам там еще плова и осталось…
Все, что происходило дальше в этом озере- это в лучших чертах Проходимцев – засадить машины в болото, чтобы потом благополучно их вытаскивать не один час.
Я не знаю, что там наш большой и добрый повар Ахан добавил в плов, но трава была явно не той системы. Ахан, засадивший машину в болото, сам бросился в прогретую за день воду…. Видимо, не накупавшись в Иссык-Куле, он решил оторваться в этом безымянном горном озере, которое я предлагаю назвать его именем с занесением на карту и во все справочники Мира.
Ахан не только сам выплыл в это топи, он донес до спасателей трос от лебедки, который соединили с другим тросом.
Уже почти в темноте все машины были спасены и двинулись в лагерь. Большое спасибо поварам в лагере, которые поставили греть нам плов и не дали погибнуть от голода. И курица на гриле была просто великолепна.
Мне показалось, что суббота закончилась, не успев начаться. День пролетел, как пять минут. Вроде, только что, нас будил неугомонный Зуммер, как уже при луне меня начали поздравлять с Днем Рождения.
Бедный Уазик так старался, так пел, что не только на утро не мог говорить, но и изрезал пальцы в кровь, которая навечно застыла, как аэрография, на гитаре.
Вторая ночь тоже была теплая, хотя Галант предсказывал резкую смену погоды.
Утро наступило так же неожиданно и скоро. На синем небе появились ниточки облаков и подул ветерок. Некоторые из нас очень ждали дождя, чтобы спускаться не по пыли, а поразвлекаться в грязи.
Рыбаки вернулись с рыбалки без форели, и было решено, после завтрака, сворачивать лагерь, который разделился на две группировки. Подготовленные машины должны были уйти по более короткому, но более сложному бездорожью, все остальные же – пройденным уже один раз маршрутом.
Наша Тойота оказалась во второй группе. Кто-то сильный и надежный должен был бы прикрывать тылы.
Спускались мы еще медленнее, чем поднимались. Одна из Делик порезала два раза об камни колеса, ей поставили разные запаски и машины медленно ползли вниз.
По рации мы все время слышали первую группу, уехавшую через другой перевал. В паре мест им было не сладко, но по приезде в город, они все захлебнулись восторгом.
На выезде из Текелей, наша головная машина, под управлением Ахана и GPS, поехала совсем в другую сторону и мы нарезали несколько кругов, под удивленные взгляды местных жителей, которые, наверное, такое количество джипов видели впервые.
Вожделенный шашлык на перевале, мы поели только через час, вместо 15-ти минут. Но зато мы его съели весь.
В это время по трассе нас догоняла вторая «перевальная» группа.
Возле кафе мы поделились на более мелкие группы, и поехали в родной город.
На перевале начался шквальный ветер, буквально сдувающий машины с дороги. Над Алма-Атой виднелось ярко-розовое зарево. Многим показалось, что там пошел снег.
Ближе к 12-ти ночи, после 9-ти часового пути, мы были дома. Уставшие… Но совсем не уставшие, как после многих поездок. Хотелось только одного – отмыться от невозможной пыли и просмотреть фотографии.