Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана перешло в финальную стадию: в конце ноября стороны планируют подписать соответствующий договор. После этого у стран будет общим почти все: Таможенный кодекс, внешние границы и даже импортные пошлины на иномарки, унификации которых намерена добиваться Москва.
Пакет документов о создании Таможенного союза главы России, Белоруссии и Казахстана подпишут 27 ноября в Минске. По словам замминистра иностранных дел Белоруссии Игоря Петришенко, речь идет о едином Таможенном кодексе, едином тарифе на импорт и перечне товаров, к которым будут применяться ограничения на ввоз или вывоз.
По планам, с 1 января 2010 года на границе России с Белоруссией не будет таможенного контроля. С 1 июля 2011 года он исчезнет и на границе с Казахстаном. До конца 2010 года Казахстан закончит обустройство своей границы на южном направлении: отсутствие демаркации на многих участках внешней границы этой страны вызывает у России беспокойство.
Основные вопросы по созданию Таможенного союза решены, заявил "Ведомостям" чиновник аппарата правительства, добавив, что "работа кипит": на 21 октября запланировано заседание комиссии союза - "нужно принять колоссальное количество подзаконных актов".
Пошлины на иномарки
Введение с 2010 года единого таможенного тарифа, по оценке замминистра экономразвития Андрея Слепнева, приведет к снижению средневзвешенной пошлины на импорт в Россию примерно на 1%. Правда, например, ввозные пошлины на иномарки будут выравниваться по российскому уровню. О том, что Россия настаивает на высоких ввозных пошлинах на легковые автомобили, заявил и председатель комиссии Межпарламентской ассамблеи "Евразэс" Анатолий Васьков. "Пошлины пошлинами, но надо поддерживать своего производителя. Для России это очень важно", - отметил он. Вопрос о пошлинах на автомобили является проблемой с момента создания российско-белорусского союза в середине девяностых годов. Так как в отличие от России Белоруссия не производит легковые автомобили, то в этом вопросе интересы Минска и Москвы расходятся.
Сейчас на новые машины импортная пошлина в России составляет 30%, но не меньше 1,2-2,8 евро за 1 куб. см объема двигателя. На машины 3-5 лет - 35%, но не меньше 1,2-2,8 евро за 1 куб. см, старше пяти лет - 2,5-5,8 евро за 1 куб. см. В Белоруссии и Казахстане пошлины ниже, говорит сотрудник Минэкономразвития. По его словам, не исключен некий переходный период, когда каждое государство будет сохранять свои ставки на иномарки.
Создание Таможенного союза в торговых отношениях между Россией, Казахстаном и Белоруссией глобально ничего не меняет: с этими странами и так действует зона свободной торговли, отмечают эксперты, на которых ссылаются "Ведомости". Политологи замечают, что реальные интеграционные процессы для России никогда не были особой ценностью.
Таможенный союз озадачил чиновников ВТО
В то же время инициатива России по присоединению ко Всемирной торговой организации в составе Таможенного союза может надолго затянуть вступление страны в ВТО, полагает председатель рабочей группы по интеграции России и ВТО Стефан Йоханнессон. Он сообщил, что в четверг проведет в штаб-квартире ВТО в Женеве переговоры с представителями России, Казахстана и Белоруссии для того, чтобы "прояснить, что же все-таки происходит" с ранее поданной заявкой Москвы на "отдельное" вступление в организацию