На этой неделе оптовые цены на дизельное топливо пробили рекордный уровень в 61 тысячу рублей за тонну. Приход холодного периода и растущий спрос на зимние сорта дизельного горючего снизили его запасы и предложение на биржевом рынке. Это потянуло за собой скачок оптовых цен по всей номенклатуре моторного топлива. В рознице подорожание пока не так ощутимо. По данным Росстата, средние потребительские цены на разные сорта бензина выросли на 10-25 коп., а вот дизель подорожал сразу на 50 коп. за литр.
Все идет к тому, что демпфирующий механизм, который регулирует топливный рынок, будет снова подвергнут ревизии. В мае власти уже корректировали демпфер, чтобы удержать цены на бензин АИ-92 и АИ-95. Тогда изменения не остановили рост стоимости бензина, но затормозили его удорожание на уровне инфляции. Теперь Минэнерго намерено компенсировать эффект от роста акцизов на бензин и дизель, а также провести индексацию базовой цены в формуле демпфера.
Напомним, демпфер устроен так, что если экспортные цены на бензин и дизельное топливо выше условных внутренних, то государство компенсирует производителям часть этой разницы, в обратном случае — нефтекомпании перечисляют часть прибыли в бюджет. Если новая корректировка демпфера не поможет стабилизировать ситуацию на рынке, Минэнерго может применить радикальную меру — полный запрет экспорта горючего из России, а также заключить с нефтекомпаниями новые топливные соглашения по ценам на АЗС.
Ситуация с подорожанием топлива настолько напряженная, что участники рынка ожидают корректировку демпфера уже с 1 января 2022 года. В дальнейшем, чиновники планируют ввести дополнительный механизм для поддержки топливного рынка — субсидии перевозок нефтепродуктов. Его введение позволит снизить давление на розничные цены со стороны оптового рынка, без вмешательства в базовые параметры ценообразования. В этом случае для крупных нефтекомпаний маржинальность изменится мало, а вот ценовое давление на независимые сети АЗС возрастет.