Ватикан – уникальный город в городе, город-музей с которым неразрывно связана история Римской империи. Здесь на каждом шагу уникальные произведения лучших мастеров всех эпох. Храмы, дворцы, музейные коллекции произведений античного искусства, шедевров итальянской живописи и скульптуры
Начинается Ватикан с собора святого Петра, стоящего на огромной круглой площади. Собор занимает промежуточное положение между Римом и Ватиканом, и служит своеобразными воротами в Ватикан и в то же время считается самым значительным архитектурным произведением, его гордостью.
Строительство собора началось по повелению императора Константина в 324 году, на месте, где по преданию и был замучен святой Петр. Варвары распяли его вниз головой. Было тогда святому мученику 95 лет.
Император сам копал землю, после чего установил двенадцать корзин в честь двенадцати апостолов. За пределами городских стен император приказал построить еще одну небольшую церковь в форме базилики. Она также посвящена памяти апостола Петра. Это строение по местоположению называют Остийской базиликой.
Реконструкцию будущего собора начали при Папе Юлии II. Папа поручил самому лучшему архитектору того времени, Донато Браманте, который в 1505 году начал ряд строительных работ в Ватикане. С проектированием и строительством собора Святого Петра связаны последние годы жизни выдающегося архитектора.
Браманте руководил строительством собора до конца своей жизни, до 1514 года. Ею помощниками были Джулиано да Сангалло, Фра Джокондо из Вероны и Рафаэль Санти.
После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль. Интересно, что великий архитектор сам перед смертью рекомендовал Папе Юлию II назначить Рафаэля своим законным преемником, считая, что только он сможет воплотить изначальный замысел.
Рафаэль сравнительно недолго работал как архитектор, но талант проявился с полной силой: его архитектура на плоскости поражает своей гармоничностью и легкостью пропорций. Так рисовать на бумаге архитектуру могли только Микеланджело и Рафаэль, им обоим было свойственно чувство гармонии, воплощенное в камне.
Все же преемник Рафаэля, Бальдассаре Перуцци, снова вернулся к центрической композиции, однако строительству помешали военные действия. Возобновилось оно только в 1534 году, но во главе уже стоял Антонио да Сангалло Младший
После смерти Сангалло в 1546 году руководство строительством собора перешло к Микеланджело. Работа над созданием проекта этого грандиозного сооружения стала венцом его зодчества.
Богатством и красотой отличается также внутреннее убранство собора Святого Петра. Вход в собор прикрыт тяжелым кожаным занавесом. Внутренняя отделка поражает воображение своим великолепием и перегруженностью. Скульптуры, мозаики, живопись, лепка собраны здесь в таком изобилии, что исключают их целостное восприятие.