Андрей Мовчан
Чудосамолет против здравого смысла
Обожаю слушать ложь, когда знаю правду (Челентано).
«Эксперт» в статье «Как доставить бронетанковую армию в любую точку мира» сообщил, что Россия построит группировку военно-транспортных самолетов, способную одним вылетом доставить бронетанковую армию из 400 тяжелых танков «Армата» в любую точку планеты за 7 часов.
Это офигенно круто. Перевезти 400 танков! Особенно учитывая, что на 400 танков нужно порядка 1200 машин разного класса и типа, минимум 200 вагонов снарядов (перевозка с 1 боекомплектом - это на выставку только годится), полевой лагерь для 10000 человек, некоторое количество продовольствия, минимум десяток радиокомплексов, минимум десяток передвижных дизель-генераторов, 3-4 передвижных штаба со всеми атрибутами, плюс еще конечно танки никогда не работают одни - нужны батареи артиллерийской поддержки, машины перевозки пехоты и пр. и пр. Чудосамолет будет поднимать 200 тонн и лететь с ними 6 000 - 7 000 км (теоретически возможно, но это должен быть реально чудо-самолет, Руслан со 180 тоннами дай бог пролетит 3000). Но вот беда, Армата весит 55 тонн! Так что максимум такая птичка возьмет 3 танка! В общем, если мы хотим десантировать танковую армию, нам надо будет ... около 350 - 400 чудосамолетов! Для сравнения, в армии США сегодня есть транспортники (С-5), которые могут возить по 2 танка. Их всего (ВНИМАНИЕ!) - 66 штук.
Но положим мы создали такой самолет и построили их 400 штук. Опустим вопрос о том, что у лидеров мирового авиастроения на разработку самолета нового поколения на старой платформе уходит 7-10 лет, а мы хотим за 9 лет разработать с нуля и произвести 400 штук (сколько самолетов у нас Сухой в год производит? - 35 штук в год!). Так он, говорите, с полной загрузкой на 6000 км будет лететь? А обратно он полетит? А где заправится? Предположим, что он понесет топливо на обратную дорогу (где нам топливо "там" взять на 400 самолетов?). Тогда его максимальное расстояние падает примерно до 4500 км. А куда он тогда полетит? Вот до Кубы, например - 9500 км. Автор несколько раз говорит про наши базы в Латинской Америке, про Австралию. 4500 км - это от Москвы до Дели, даже до Каира не долетим.
Чудоранспортники названы сверхзвуковыми. Сверхзвуковой самолет грузоподъемностью 200 тонн??? Летящий на 7000 км? Для сравнения: Конкорд мог нести до 33 тонн груза, при этом дальность 6000 показывал при полезном весе … 8 тонн. Планируемый самолет – 25 Конкордов в одном. Давайте не забудем – Конкорд весил 78 тонн и тратил 28 тонн топлива на час полета. Вес пустого чудосамолета будет (если грубо пересчитывать из АН-124, с расчетом на сверхзвуковые характеристики и большое использование композитов, но – поскольку вес сильно растет, необходимо драматическое усиление конструкций) около 250-300 тонн. Еще 200 тонн груза, итого 430 тонн. Еще минимум 100 тонн топлива на час полета (скорее – сильно больше, но будем считать, что изменения объема более или менее линейны), то есть полная загрузка – где-то 950 тонн. Это два с половиной А-380 (два с половиной АН 124 тоже, 1.5 Мрии). 950 тонн (у АН-124 максимальный взлетный вес – 390 тонн) требуют (примерно) размаха крыльев для взлета в 140 – 150 метров. Разворот такая машина будет совершать на площадке в 160 – 170 метров. Длина взлетно-посадочной полосы – около 6 км.
Внимание вопрос: предположим, мы построили шестикилометровые полосы шириной 100 метров в России под эту машину (на самом деле для размещения 400 самолетов нужен город, а не аэродром, а для их взлета не одна, а несколько полос, но опустим). А куда эта машина сядет? Мы что, выбрав объект агрессии, будем местным жителям заказывать постройку полосы? Или будем строить такие полосы всем «дружественным режимам» на всякий случай?
Теперь о деньгах. Стоимость проектирования А-380 составила около 15 млрд долларов, а стоимость одного самолета – около 500 млн долларов «в серии». Проектирование сверхзвукового супергиганта (платформы, в отличие от А-380, нет, методик – нет и пр.) меньше 30 – 40 млрд долларов не составит. Стоимость самого самолета в производстве я бы оценил в 1 млрд долларов (поверьте, не преувеличиваю, скорее наоборот). Стоимость всей программы по меньшей мере – 430 млрд долларов. Далее – стоимость ВПП под такие самолеты составит около 0.6 млрд долларов. По-хорошему нужно будет 20 – 30 полос в России и (если мы хотим) еще 10 – 20 в местах переброски. Это еще 30 млрд долларов. Остальное – уже мелочи (инфраструктура обслуживания и пр.), так что будем считать, что стоимость всей программы – 460 – 470 млрд долларов. 30 триллионов рублей. Почти 3 годовых федеральных бюджета России. Больше всех ассигнований на армию и силовые ведомства на ближайшие 15 лет по нынешнему плану.
Последнее: ради чего? В какой ситуации нужна немедленная переброска 400 танков на несколько тысяч километров? Даже для внезапного нападения – не подойдет: мало перебросить, надо разгрузить, заправить, и от ВПП до границы «врага» гусеницами перебирать, а это много километров, если мы не хотим подставить самолеты под ракеты «земля-воздух» на посадке. А если плановая переброска – почему не реализовать ее обычной машиной в обычные сроки? Кстати, именно такая идея – создать нормальный транспортник следующего поколения, и была до сих пор основной в МО РФ: Ан-124 «плюс», с разработкой до 2024 года. Идея понятная и разумная.
Если правда, что идея «чудосамолета» принята, это может значить только одно: как и следовало ожидать, идея «спилить» победила здравый смысл окончательно и в области ВПК. Уже и там основной фокус перемещается в область Е-мобилей. На практике это означает серьезную угрозу нашей обороноспособности на горизонте 10 лет. На е-мобилях ездить не будешь.
(для троллей и критиков: автор – специалист в аэродинамике и имеет опыт работы с летательными аппаратами)