Техника безопасности: электронный пилотаж
В Европе уже со следующего года ESP станет таким же обязательным оборудованием для всех новых машин, как ремни безопасности. Правда, опытные водители нередко скептически смотрят на всякие системы, вмешивающиеся в процесс управления машиной. И напрасно! Даже много часов, проведенные на курсах водительского мастерства, не дают гарантии, что в аварийной ситуации все сделаешь правильно: реальная дорога всегда сильно отличается от полигона с пластиковыми конусами.
Ежегодно в России случается около 200 000 аварий, в которых гибнет 26 000 человек, а ранения получают 250 000 людей
Если говорить, например, о кроссоверах и внедорожниках, исследования показали, что большинство водителей в экстренной ситуации не справляются с управлением такого тяжелого автомобиля с высоким центром тяжести. А электроника тут способна творить чудеса. По данным американского бюро NHTSA, машины этого класса, оснащенные ESP, попадают в аварии на 67% реже, чем экземпляры, не имеющие системы курсовой устойчивости.
АБС на Западе входит в базовую комплектацию всех автомобилей уже много лет, через год добавится ESP, но эти знакомые системы — всего лишь необходимый минимум. Новые модели вооружены радарами, видеокамерами и своеобразным искусственным интеллектом. Главная задача, которая стоит сейчас перед инженерами автоконцернов, — это найти способ предупредить водителя об опасности, еще до того как ситуация вышла из-под контроля. А если водитель не принял правильного решения, то сделать это вместо него.
В этой статье мы не касаемся второстепенных с точки зрения безопасности систем, вроде автоматического парковщика или автоматики, считывающей дорожные знаки и дублирующей их на приборной панели. Мы рассмотрим в первую очередь то, что непосредственно помогает предотвратить ДТП, то есть системы активной безопасности. Ну а если столкновение все же произошло, то «электронный разум» может лишь сделать телефонный звонок в экстренную службу, что тоже способно сыграть решающую роль. Итак, мы расскажем про всю передовую электронику, призванную спасти жизни людей, причем, речь пойдет только о тех разработках, которые уже доступны в серийных моделях.
Контроль слепых зон
Казалось бы это — одна из самых простых электронных систем безопасности. Уж не сравнить с продвинутыми ESP, способными «поймать» неуправляемый автомобиль при самой грубой ошибке водителя. Однако, существенная разница заключается в том, что ESP вступает в действие на самом позднем этапе, возможно, за секунду до столкновения, когда на самом деле ситуация может быть непоправимой. А вот система контроля слепых зон и еще несколько других сравнительно несложных разработок оберегают нас, предупреждая о появившемся риске загодя. Если сзади нас нагоняет более быстрая машина и в какой-то момент она попадает в слепую зону слева или справа чуть позади — во внешнем зеркале загорается огонек. Просто и эффективно! Причем, недавно в этой области появились новшества.
Организация EuroNCAP, известная своими краш-тестами, начиная с 2010 года стала вручать автопроизводителям призы за лучшие разработки в области безопасности. Самая свежая награда, вручение которой состоялось в сентябре, досталась Мазде именно за ее систему контроля слепых зон, которая появилась на новом кроссовере СХ-5. В прошлом году также один из призов заслужила аналогичная система от Audi. Впрочем, изобрели эту систему не они...
Автомобиль еще не попал в слепую зону, а система уже оценивает его скорость. Если он начал нас нагонять, то автоматика даст предупреждающий сигнал заранее
Подобную электронику первой внедрила на своих машинах компания Volvo, а в настоящее время ее ставят на машины самых разных марок, но Мазда смогла развить идею. Во-первых, система не только способна включать предупреждающие огоньки в боковых зеркалах, когда в слепой зоне появляется автомобиль, но и предугадывать поведение машин, догоняющих нас сзади. Электроника отслеживает машины на расстоянии 50 м, и как только в этой зоне появляется более быстрый автомобиль, лампочка загорится за 5 секунд до того, как сосед по потоку окажется в опасной близости.
Во-вторых, электронный помощник научился подавать звуковые сигналы, если водитель включил поворотник, а на соседней полосе, куда он перестраивается, вблизи есть другая машина.
К сожалению, на доступных моделях система контроля слепых зон пока встречается редко. Исключение — Ford Focus. Правда, опция недешевая — 24 900 руб.
Камера ночного видения
Это — «элита» среди автомобильных опций. Не надейтесь получить инфракрасную камеру на машине дешевле Audi A6, и цена такого оборудования вряд ли покажется доступной даже покупателям машин бизнес-класса — 110 760 руб. Впрочем, техника, в самом деле, примечательная, ведь она позволяет увидеть в темноте пешеходов, появляющихся на проезжей части.
У Audi камера прячется в одном из фирменных колец
Подобное оборудование нам чаще всего встречается на моделях Mercedes, BMW и Audi, хотя первыми внедрили такую систему не немцы. В 2000 году камеру ночного видения получил Cadillac DeVille. Картинка транслируется на дисплей в приборной панели, а кроме того, на лобовое стекло проецируются сигнальные пиктограммы. Ингольштадцы с гордостью рассказывают о специальном процессоре, обрабатывающим изображение. Дело в том, что исходная картинка инфракрасной камеры довольно специфична: беглым взглядом ее трудно воспринимать. Поэтому процессор особым образом раскрашивает изображение, чтобы водитель четко различал важную информацию — то есть видел пешеходов издалека. Ведь если автомобили ночью различимы благодаря фарам и катафотам, то человека, переходящего дорогу, порой видно лишь в последний момент. Самое интересное, что системы ночного видения научились различать людей на обочине, не представляющих опасности, и особо отмечать тех, кто ступает на проезжую часть.
Люди на проезжей части отображаются красным, в отличие от «безопасных» зеленых пешеходов на обочине. На лобовом стекле появляется дополнительная предупреждающая пиктограмма. Система способна распознавать людей с расстояния до 100 м. Причем, камера подстраивается под условия освещенности, а процессор следит за тем, чтобы прочие теплые объекты (фонари уличного освещения, фары машин) не «загрязняли» картинку лишним светом
Удержание автомобиля в своей полосе
На Западе автоматику, которая видит дорожную разметку и подруливает таким образом, чтобы машина всегда держалась в своей полосе, уже получили такие модели, как Opel Astra и Ford Focus, но на российском рынке такое оборудование предлагают только покупателям люксовых моделей. Впрочем, в России этот «автопилот» по большей части неприменим: разметка даже в Москве зачастую плохо читается, а в других городах и на трассах она порой полностью отсутствует. А насколько вообще полезна эта опция? Опелевские эксперты утверждают, что если бы такое оборудование получили все машины в Европе, это бы спасло 5 000 человеческих жизней в год.
Система «видит» дорогу с помощью видеокамеры, расположенной в верхней части лобового стекла
У разных марок эта функция реализована немного по-разному. Скажем, у Infiniti электроника начинает слегка подтормаживать левые или правые колеса, чтобы направить автомобиль ближе к центру своей полосы. У Форда чуть-чуть подруливает электроусилитель, а в случае выезда из своей полосы (без включения поворотника) баранка начинает вибрировать. У всех производителей система при этом подает предупреждающие звуки и зажигает соответствующую пиктограмму на приборной панели.
Контроль дистанции до впередиидущей машины
Эту систему также называют активным круиз-контролем. Между вашей машиной и впередиидущей как будто проложена невидимая подушка: притормаживает водитель впереди — автоматически замедляетесь и вы. А когда чужая машина разгоняется, «невидимый трос» тянет вас за ней. В отличие от системы экстренного торможения, данная автоматика действует очень плавно, лишь подстраховывая водителя и давая ему расслабиться, когда он едет на круиз-контроле. И большого распространения функция поддержания дистанции пока не получила. Ее предлагают только производители представительских седанов и моделей бизнес-класса. А вот оборудование, бьющее по тормозам в аварийной ситуации, становится все популярнее. Об этом «автопилоте» — разговор отдельный.
Система автоматического экстренного торможения
За два года существования премии EuroNCAP в области электронных систем безопасности уже четырежды награда доставалась новым системам экстренного торможения. Призы за подобные разработки получили Ford, Honda, Mercedes и Volvo. Причем, Ford в отличие от других фирм успел внедрить данное оборудование на такой сравнительно доступной модели, как Focus. На российском рынке эта опция должна появиться, но в российском представительстве компании пока не готовы назвать сроки и цену.
У Хонды эта автоматика совмещена с системой подготовки к скорому столкновению. На схеме аббревиатура TTC означает расчетное время до столкновения. «Автопилот» одновременно тормозит и затягивает туже ремень безопасности
С одной стороны, устройство этой системы у всех марок похоже: в верхней части лобового стекла размещается радар (у Форда — лидар, он же — оптический дальномер), по сигналу от которого могут автоматически сработать тормоза. Но при этом возможности систем разных производителей различаются. Например, у Volvo и Ford эта электроника рассчитана только на работу на малых скоростях (до 30 км/ч) и сенсоры сканируют сравнительно небольшое пространство — до 10 м. Honda «видит» гораздо дальше — на 100 м, а Mercedes на целых 200 м.