'bitrix:im.messenger' is not a component

Автор Тема: О катализаторах.....замолвите слово)  (Прочитано 3935 раз)

0 Пользователей и 3 Гостей просматривают эту тему.

777 ™

  • Местный домовой.
  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +1088/-158
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 28444
  • Город: Юго-Северная левее западо-восточной.

- Деда, а что такое катализатор? Это что-то, что собак в котов превращает?
 - Дурак, ты мил человек, катализатор, это из химии, это такой элемент, который сам в реакции не участвует, а своим присутствием процесс ускоряет. Это почитай как ремень, висящий на виду у двоишника, сам уроков за него не делает, но сильно ускоряет процесс. В машине же когда говорят про катализатор, имеют ввиду каталитический преобразователь.
 - А чего он в чего преобразовывает?
 - Понимаешь внуче, как ни выстраивай ты мотор, а все одно добиться того, чтобы бензин полностью сгорал не выйдет, хоть немного, да не сгорит, или сгорит да не так.
 - Дед, что-то я не пойму, как можно не так сгореть, что-то ты воду мутишь, не иначе запутать меня хочешь.
 - Ишь ты, думаешь, оно мне надо, тебя путать? Какая мне прибыль тебя путать? Нервы одни. Ты сам посуди что получается, когда бензин горит?
 - Ну, как же, машина едет, поди плохо.
 - Плохо то оно не плохо, токмо машина может хорошо ехать, а может похуже, ежели бензинушко не правильно горит, машинка то, не в жизь хорошо не поедет, акромя того из выхлопа всяка гадость лететь будет.
 - Дед, опять ты загадками говоришь, выхлоп он и в Африке выхлоп.
 - Так то оно так, только ты про одно забыл, когда бензин горит по большому счету остается вода и углекислый газ, вещи то это не вредные, и все бы ладно, но в бензине как у людей, на сотню приличных молекул обязательно одна найдется у которой все не как у всех, а раз так, то и с кислородом она соединяться не как все будет и как-нибудь по своему, вот и получается, что вместо углекислого газа то окись углерода получается, то углеводороды там всякие. Это для человека уже не безобидная вещь, и самая гадость и есть. Так вот катализатор для того и нужен, чтобы эту гадость свести к минимуму, и сделать так, чтобы превратить ее опять таки в воду и углекислоту.
 - Как здорово, деда, это получается, что мотор ладить уже не надо. Если даже в чем слесарь ошибся, за него катализатор все доделает, вот до чего техника дошла!
 - Что ж ты говоришь то, злыдень ты не образованный! Как же так можно то! Как ни крути, а мотор должен быть исправен, чем меньше гадости из мотора летит, тем легче катализатору справиться с ней, а раз так то он и дольше прослужит. Катализатор, это же не волшебная палочка, которая все вопросы решает. Давай смотреть, как он устроен, тогда может тебе ясно будет, что он может, а чего нет. Ты у пчел соты видел?
 - Как не видеть, в сотах мед хранят.
 - Вот! Тогда тебе катализатор совсем просто будет представить, теперь представь, что соты не из воска сделаны, а из керамики и донышек с крышками нет у них, как раз и получишь самый, что ни на есть, каталитический элемент, который внутри автомобильного каталитического преобразователя живет.
 - Всего делов то? А я то думал, там целое устройство
 - Оно устройство и есть, выхлопные газы, проходя через соты, их нагревают, до температуры, при которой все и происходит, плюс в состав керамики разные дорогущие химэлементы добавлены, которые этому делу сугубо способствуют. На выходе уже получается, что гадости намного меньше получается.
 - В общих чертах понятно. Стало быть, чем лучше мотор настроен, тем дольше катализатор прослужит. А как узнать, что он уже свое отслужил и больше служить не хочет?
 - Тут брат дело тонкое, есть, конечно, симптомы, по которым можно предположить, но наверняка не каждый раз удается заранее правильно предположить. Давай сперва, посмотрим, как катализатор умирает?
 - А что там смотреть то? Не каталикозит вот ему и конец.
 - Ишь ты шустрый какой, а как ты узнаешь, что он не каталикозит?
 - Ну, это я не знаю, для этого автосервис есть.
 - Разгильдяй, имя тебе! Понос на твою голову! Автосервис, тем более в нашей стране, он для чего нужен? Для того, чтобы выполнить то, за что ты заплатишь, а если ты не знаешь за что платить, так и будешь по кругу ходить, покуда сам не разберешься. Так вот катализатор перестает работать, когда он перестает пропускать через себя выхлопные газы. Со временем стеночки, которые к мотору ближе осыпаются, и забивают проходы в сотах, и чем богаче смесь летит из мотора, тем быстрее евойный конец придет.
 - Это если я правильно разумею, что получается, забитый катализатор, все одно что картофелина, забитая в выхлопную трубу?
 - Верно, говоришь, мил человек, так и есть, если кат не полностью забит, то мотор даже заводиться имеет право, но полной мощи выдавать ни в жизь не будет, и чем мотор горячее тем, хуже оно ехать будет. Со стороны оно порой, похоже, что компрессии не хватает. Проверить не сложно, нужно катализатор отсоединить от приемной трубы, и посмотреть, если мотору дышаться легче станет, значит точно он, тогда его или менять, или выкидывать, или еще один метод есть, сейчас люди вместо него пламягаситель ставят.
 - А это что за вещь и зачем она нужна?
 - Пламягаситель то? Ну, как тебе сказать. Был в отечественную войну такой автомат ППШ назывался, так вот дуло у него в дырочку было, это был как раз пламягаситель, по аналогии наше устройство тоже пламягаситель он по сути своей, тот же глушитель дополнительный, т.е. труба с дырками и бочонок вокруг нее. Выхлопные газы, проходя по этим дырочкам, сами себя глушат, Иными словами эта штука почитай дополнительный резонатор вместо катализатора.
 - А если просто вместо катализатора трубу вварить, или допустим просто забитые соты выбить из катализатора?
 - Так порой и делают, если денег на новый катализатор или пламягаситель жалко, только при этом машина намного шумнее становится, да и экономия копеечная, пламягасители теперь не дорогие, не то что раньше было, да и катализаторы теперь есть универсальные, а чем выше унификация, тем ниже стоимость.
 - Значит деда, если я все верно понял, если катализатор умер, из него можно каталитический элемент вытрусить, но тогда он будет громко работать, можно поставить пламягаситель, тогда работать будет тише, но все одно не так как с катализатором, и самое милое дело - это поменять катализатор на новый
 - Только ты, мил человек, про одно не забудь, катализаторы просто так редко умирают, обязательно надо выяснить, почему он забился, обычно это бывает от того, что мотор богатит изрядно, и если это дело не поправить, новый катализатор, тоже очень скоро умрет.
 - Деда, а я вот слушал, что есть еще одна засада, что якобы если катализатор выкинуть, то лямбдазонд работать не будет, это правда или врут люди.
 - Ты людей не пакости, они порой ерунду говорят, от того, что не понимают, мы с тобой не люди, гаражные мы, поэтому нам с тобой разобраться надо. Если лямбда зонд стоит до катализатора, в приемной трубе глушителя или в передней части катализатора, особой беды нет, если выкинуть то, что будет после него стоять. Вот если лямбда зонд стоит после катализатора, и проверяет, что получается, после того как катализатор свое дело сделал, вот тогда, дело худо, он нам покажет то, что у нас есть без очистки. В этом случае, катализатор только менять, и ни как не иначе.
 - А как узнать, стоит лямбда зонд после катализатора или нет?
 - Ну это или у продавцов спросить, или лучше самому посмотреть, как оно устроено, лямбда зонд всегда по проводам видно, одна радость, что такие сложности обычно на японцах бывают, а их не так много пока.
Записан


«Мир изменился, а схемы все те же!» (с)

777 ™

  • Местный домовой.
  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +1088/-158
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 28444
  • Город: Юго-Северная левее западо-восточной.
Re: О катализаторах.....
« Ответ #1 : 31 10 2011, 13:06:25 »

Записан


«Мир изменился, а схемы все те же!» (с)

Владимир211

  • Глобальный модератор
  • Генерал-Полковник
  • *****
  • Репутация: +32369/-320
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 30343

Доходчиво подано))
Записан

Ros

  • Генерал-Лейтенант
  • ********
  • Репутация: +156/-22
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 14254
  • Город: Москва

Букв много.
Записан

Bragin

  • Максим
  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +760/-18
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31077
  • Город: Деревня, глушь......... Саратов
    • Prado 120 1GR R2 + RAV4 (III)

Букв много.
+1 но я осилил
Вобщем это всё и так известно, но вот конкретики применительно к прадам тут ровно ноль.......
Записан
Саратовские, отмечаемся ТУТ      Моя галерея ТУТ

777 ™

  • Местный домовой.
  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +1088/-158
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 28444
  • Город: Юго-Северная левее западо-восточной.

Что именно нужно?
Записан


«Мир изменился, а схемы все те же!» (с)

Bragin

  • Максим
  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +760/-18
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 31077
  • Город: Деревня, глушь......... Саратов
    • Prado 120 1GR R2 + RAV4 (III)

Что именно нужно?
Как определить/диагностировать умирание катализатора ???
ОФФ:
Да вот меня давно интересует причина повышенного расхода топлива, самые простые методы испробовал: замена свечей, фильтров итд.... Ездил на диагностику: сканер выдаёт что всё отлично, ошибок нет......
Вот ща и пытаюсь вникнуть в темы про лямбды, катализаторы итд...... Но по 2TR информации почти нет ((( ну или я плохо искал  :-[
ЗЫ Очень заинтересовала твоя фраза про повышенный расход и пшик при открытии бензобака в соседней теме, завтра попробую с приоткрытой поездить
Записан
Саратовские, отмечаемся ТУТ      Моя галерея ТУТ

Zakk

  • Глобальный модератор
  • Генералиссимус
  • *****
  • Репутация: +5346/-369
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 152904
    • GX 470

Букв много.
+1 но я осилил
Вобщем это всё и так известно, но вот конкретики применительно к прадам тут ровно ноль.......
а чё на прадо всё по другому?
Записан

777 ™

  • Местный домовой.
  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +1088/-158
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 28444
  • Город: Юго-Северная левее западо-восточной.

Как они работают?

При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.

При сгорании рабочей смеси образуется ряд вредных для здоровья человека продуктов сгорания, в частности, окись углерода (СО), различные углеводороды (СН) и окислы азота (NO). Хотя эти вещества и составляют всего 1% от общего выхлопа (остальное – это азот, двуокись углерода и водяной пар), они очень вредны и требуют нейтрализации. Существует несколько способов борьбы с вредными выхлопами – например, обеднение смеси, на которой работает двигатель или рециркуляция выхлопа – но ни один из них не сравнится по эффективности с каталитическим нейтрализатором.
Как говорят специалисты, каталитический нейтрализатор – это простое устройство, в котором происходит сложный химический процесс. "Внутри корпуса из нержавеющей стали находится керамический или металлический "кирпич", имеющий сотовую структуру. У этого монолита огромная площадь поверхности, причем вся она покрыта тончайшим слоем специального сплава – собственно катализатора, содержащего платину, родий и палладий. Именно эти драгоценные металлы отвечают за чудесные свойства катализатора, они же определяют его высокую стоимость".

Выхлопные газы "омывают" поверхность монолита, и, когда температура достигает "критического" значения 270° С, начинается каталитическая реакция. Окись углерода превращается в двуокись (углекислый газ), углеводороды превращаются в воду и опять же двуокись углерода, а окислы азота превращаются в воду и азот. Все это для окружающей среды менее вредно.

Каталитические нейтрализаторы способны довольно эффективно снижать токсичность выхлопа, при этом они не влияют на потребление топлива и мощность двигателя. При наличии катализатора слегка возрастает обратное давление выхлопа, от чего двигатель теряет 2–3 л.с., но это, практически, вся "плата" за очистку выхлопа. Однако, установка каталитического нейтрализатора – не идеальное решение. Теоретически, он должен служить бесконечно, так как вышеупомянутые драгметаллы служат лишь катализатором, который при химической реакции, как известно, не расходуется. На практике же жизнь катализатора имеет свой предел...

 Что их губит?

Отказ каталитического нейтрализатора может произойти по нескольким причинам, хотя, обычно, это процесс постепенный, уловить который без специального оборудования невозможно.

"Сердцевина" большинства катализаторов изготовлена из керамики - материала, известного своей хрупкостью. Автомобиль может на скорости попасть в выбоину, удариться обо что-то или даже просто "чиркнуть" корпусом катализатора по камню, и от этого каталитический "кирпич" может треснуть. После этого потеря "сердцевиной" своих рабочих качеств – дело времени.

Конверторы нового поколения, содержащие металлический монолит, не столь уязвимы по этой части. Разбить их, конечно, можно, но, во всяком случае, не так просто.

Враги катализатора

 Кроме физического разрушения существует еще одна частая причина выхода из строя катализатора. Топливо. Он чрезвычайно чувствителен к составу топлива. Если бензин этилированный, то тетраэтил свинца, содержащийся в нем, откладывается на активной поверхности каталитического "кирпича" и быстро "засаливает" ее, от чего всякие реакции прекращаются. Уж, кажется, на заправках и наконечники шлангов стали ставить разного размера, и раздаточные колонки красят в разные цвета, и пишут об этом на каждом углу, а все равно потребители иногда путают и заливают не тот бензин. А ведь достаточно "сжечь" полбака такого бензина, и катализатор погибнет безвозвратно.

Но не только этилированный бензин – враг катализатора. Катализатор можно погубить и неэтилированным, если неисправна система управления двигателем, неполностью сгорает смесь или двигатель сильно изношен.

Тройные каталитические нейтрализаторы ("тройные" потому, что катализатором служит совокупность трех драгоценных металлов) устанавливают только на те машины, двигатели которых оборудованы замкнутой системой контроля выхлопа. Перед катализатором установлен кислородный датчик, который отслеживает состав выхлопа и передает эти данные в центральный процессор. В зависимости от содержания кислорода в выхлопе, БЭУ регулирует состав горючей смеси и зажигание так, чтобы поддерживались их оптимальные значения. Это служит главной защитой для катализатора, а также обеспечивает экономию топлива и эффективность работы двигателя. Катализатор не переносит больших отклонений в составе рабочей смеси. Плохо отрегулированный двигатель с повышенным содержанием углеводородов в выхлопе просто гробят катализатор. Если же смесь слишком бедная, это может вызвать резкий перегрев катализатора, от чего снова пострадает монолит, только уже "физически". Таким образом, "жизнь" катализатора зависит от исправности системы управления двигателем.

Многое зависит и от исправности самого кислородного датчика. С "возрастом" он становится "ленивым" или совсем выходит из строя, что сказывается на составе смеси и, соответственно, на исправности катализатора.

Испортить катализатор может и выхлоп сильно изношенного двигателя, сжигающего масло. Оно, попадая вместе с выхлопом в катализатор, "запекается" на поверхности монолита, подобно лаку, и не дает катализатору работать.

Есть и другие вредные факторы. Например – свечи. Неподходящие свечи не будут давать полного сгорания, что может вызвать в катализаторе губительную реакцию расплавления".

Будьте очень осторожны в применении присадок к бензину или маслу. Большинство об этом не задумывается, а ведь присадки тоже могут вредно воздействовать на катализатор. Если на продукте не написано: "совместим с катализатором", лучше не рискуйте.

Еще один опасный случай – запуск двигателя буксировкой. При этом может происходить попадание в катализатор просто чистого бензина. Это, во-первых, отравляет катализатор, но также может вызвать мгновенную реакцию и даже взрыв. Смотрите также, куда едете – старайтесь не попадать в глубокие лужи. Рабочая температура катализатора составляет порядка 900° С. Внезапное попадание его в воду может быть фатальным.

В целом, замечено, что на срок службы катализатора влияют условия эксплуатации. Больше страдают катализаторы на машинах, эксплуатируемых в городских условиях, когда двигатель часто заводят. С другой стороны, при длительной высокоскоростной езде по магистралям катализатор также портится от того, что перегревается".

Наконец, вы поступите разумно, если станете регулярно осматривать всю систему выхлопа. Если сломаны кронштейны или отвалились резиновые подвески, выхлопная труба будет вибрировать, передавая на катализатор ненужные нагрузки.
Записан


«Мир изменился, а схемы все те же!» (с)

777 ™

  • Местный домовой.
  • Генерал-Полковник
  • *********
  • Репутация: +1088/-158
  • Не в сети Не в сети
  • Пол: Мужской
  • Сообщений: 28444
  • Город: Юго-Северная левее западо-восточной.

Что именно нужно?
Как определить/диагностировать умирание катализатора ???
ОФФ:
Да вот меня давно интересует причина повышенного расхода топлива, самые простые методы испробовал: замена свечей, фильтров итд.... Ездил на диагностику: сканер выдаёт что всё отлично, ошибок нет......
Вот ща и пытаюсь вникнуть в темы про лямбды, катализаторы итд...... Но по 2TR информации почти нет ((( ну или я плохо искал  :-[
ЗЫ Очень заинтересовала твоя фраза про повышенный расход и пшик при открытии бензобака в соседней теме, завтра попробую с приоткрытой поездить

вот и я пытаюсь понять работу и взаимосвязь катов и лямд - топливная = расход

к примеру моя задача ..имеем два ряда цилиндров .....один ряд вроде как неплохо живет) а вот другой ...все время долговременная коррекция пытается убежать в обогощение ....что говорит о обедненной семи в этом блоке ....свечи катушки форсунки менялись местами и тд ...результ тот же ..

мысли две ..подсос воздуха в этом ряду и давление топливной - производительность форсунок.....у лямд ..точнее Кислородный датчик и датчик состава топливовоздушной смеси вроде тоже самое показывают как и на другом ряду но тут тоже может быть затык веди система закольцован и обратна связь пытается все выровнять ....

подсос трудно найти мож кто подскажет ..? верхняя часть коллектора впуска снималась и менялась прокладка нижняя нет ...по топливной и давлению мерял на ХХ вроде норма ..НО надо под давлением и вроде как бывает когда насос кирдык завоздушивание и бенз не бенз а дисперсия и нехватка топлива...далее есть мысль .....топливная рампа U образная с одной стороны вход и рабочий рад форсов с другой стороны в конце рампы проблемный ...так вот если клапан сброса или давление мало ..возможно нехватка производительности и ЭБУ пытается все выправить ...трудность состоит в том что нет донора авто сравнить графики заведомо исправного двига с малым пробегом и посмотреть на циферки ....каты проверить думаю можно по графикам с последних датчиков и визуально)) заглянув открутив первый датчик топливной смеси ..эндоскопом и заодно вкрутив манометр померив давление ..

как то так .)) есть мысли или реальный опыт делитесь!
Записан


«Мир изменился, а схемы все те же!» (с)