Второй проигравший –– это Русская православная церковь в своей полноте, то есть и иерархи, и священство, и верующие. В среде столичных православных интеллектуалов зреет ощущение, что Путин превратил Русскую православную церковь в громоотвод, в который бьют молнии оппозициионых эмоций в столицах.
Так это или нет, но церковное руководство явно не осознало: события последних меясяцев –– не временное колебание политического климата, а его крутое изменение. Общество хочет от властей честности, прозрачности и ответственности. Церковь воспринимается многими как структура, близкая к государству и, более того, этой близости не стесняющаяся и ее подчеркивающая. Поэтому требования, предъявляемые к правящему классу, все больше распространяются и на служителей церкви. Это явление, которое никуда не исчезнет и которое при определенном стечении обстоятельств может подтолкнуть церковь заново осмыслить роль христианской веры в жизни современной России.
Церковь –– единственный общественный институт, который хотя бы в теории мог стать независимым центром влияния, ослаблен. Она еще долго будет пожинать последствия этого фарса, обернувшегося жутковатой драмой. Оппозиция выставлена перед народом в роли либо слегка ненормальных эксцентриков, либо бесчувственных либеральных догматиков, для которых нет ничего святого.
Однако неумение вовремя остановиться, как часто бывало раньше, может сыграть с нашими правителями плохую шутку. Гражданский протест будет нарастать. Церковь, уверен, скоро просто вынуждена будет выступить с призывом о прекращении уголовного преследования. Скандал уже превратился в международный. Как и "дело Ходорковского", история Pussy Riot имеет все шансы превратиться в самом начале третьего президенства Путина в чемодан без ручки, который ни бросить, ни нести дальше совершенно невозможно.