Подготовка спецоперации по задержанию высокопоставленных чиновников проходила в обстановке строгой секретности. В ней принимали участие около сотни человек из центрального аппарата МВД. Силовую поддержку оказывали бойцы спецподразделения "Рысь".
Участники операции высадились на военном аэродроме в Моздоке в 70 километрах от Нальчика и, чтобы не привлекать внимания, отправились в столицу Кабардино-Балкарии на автомашинах без опознавательных знаков. Обыски начались в шесть часов утра 7 июня. Оперативные группы одновременно прибыли по месту жительства фигурантов дела и в Дом правительства, где расположены их рабочие кабинеты.
По информации "Коммерсанта", не обошлось без инцидентов. Так, глава администрации президента КБР забаррикадировался в своем особняке и открыл ворота после того, как ему пригрозили штурмом. В резиденции правительства пожаловались, что спецназовцы поломали турникеты, расположенные на входе в здание.
Глава Кабардино-Балкарии Арсен Каноков пытался как-то разрядить ситуацию и куда-то звонил, но затем отдал своим подчиненным указание не препятствовать обыскам. Пресс-служба главы КБР затем выпустила заявление, в котором назвала происходящее "обычными следственно-оперативными мероприятиями", которые не повлияют на повседневную работу руководства республики. Сам Каноков заверял газету "Известия", что "нет каких-то оснований и тревог, даже легкого беспокойства". Он также выразил уверенность, что никаких последствий для его подчиненных визит следователей иметь не будет.
Первыми подтвердили задержания в Главном управлении экономической безопасности МВД РФ (ГУЭБ), которое курировало операцию. В сообщении пресс-службы говорилось о сути подозрений, назывались имена и должности фигурантов, но дипломатично не указывалось о том, что именно названные чиновники задержаны.
В итоге список подозреваемых оказался даже чуть шире. Спецбортом МВД в Москву были отправлены глава администрации президента КБР Владимир Жамборов, его брат - замглавы республиканского Минимущества Руслан Жамборов, его начальник - министр государственного имущества и земельных отношений КБР Хабдульсалам Лигидов и их знакомая - известная в республике бизнесмен и модельер Мадина Хацукова.
Трое из задержанных являются родственниками Канокова. "Коммерсантъ" уточняет, что Руслан Жамборов на момент задержания уже не являлся замминистра, так как возглавил управление Федеральной почтовой службы по КБР. Впрочем, чиновник пока что указан на этих должностях и там, и там.
Вместе с тем источники "Московского комсомольца" опровергают информацию о четырех задержанных. По этим данным, следователи забрали с собой Владимира Жамборова и начальника управления Росимущества по Кабардино-Балкарии Сергея Ашинова. Впрочем, по сведениям "Известий", у Ашинова только провели обыск.
Как следует из заявления МВД, Жамборовы подозреваются в том, что помогли Хацуковой приобрести здание республиканской филармонии с нарушением установленных правил и по заниженной стоимости. Строение площадью 500 квадратных метров расположено в центре Нальчика и, по оценке независимых экспертов, стоит никак не меньше 20 миллионов рублей.
Роли в мошенничестве, согласно следователям, распределились следующим образом. Глава администрации президента КБР попросил брата-замминистра исполнить просьбу Хацуковой, которая хотела открыть в здании филармонии мастерскую национального костюма. Руслан Жамборов распорядился снять строение с баланса республиканского Минкультуры и подготовил распоряжение о его приватизации, которое подписал министр Лидигов. При этом стоимость здания была снижена до 1 миллиона рублей. Сделка была оплачена акциями компании, находящейся в стопроцентной собственности у властей республики. В итоге Хацукова получила филармонию, коллектив которой в результате был выселен из здания, без проведения аукциона.
Жамборовым помимо обвинений в мошенничестве грозит еще и ответственность за незаконное хранения оружия и боеприпасов. У Владимира Жамборова были обнаружены патроны к пистолету Макарова, а у его брата - пистолеты "ТК", "Вальтер" и "Смит энд Вессон". Все это они хранили у себя в сейфах на работе.