Много споров насчет различных крякалок, установки сирен и подключения их к сигналу автомобиля. И большинство таких споров решаются не в пользу водителя. Установили устройство для подачи сигналов, купленное на рынке и не имеющее прямого отношения к тем устройствам, которые используются соответствующими службами? Доказывайте это.
В качестве доказательства, подтверждающего невозможность привлечения гражданина к административной ответственности по ст. 12.5. ч.4, служит обращение к Национальному Стандарту ГОСТ Р 50574-2002 и постановлению Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N 482 «Об упорядочении установки и использования на транспортных средствах специальных сигналов и особых государственных регистрационных знаков».
Для объективного и всестороннего рассмотрения дела следует изучить п.3.11.: специальный звуковой сигнал – устройство, предназначенное для подачи в условиях дорожного движения специальных звуковых сигналов определенного спектрального состава. Таким образом, речь идет об определенном спектральном составе, ввиду чего ни одно устройство не может быть признано специальным звуковым сигналом, если его звучание не соответствует установленному спектральному составу. Разумеется, что установление принадлежности к специальному звуковому сигналу должно проводиться экспертами, а не сотрудником ДПС в дорожных условиях, как говорится, на слух.
Пункт 6.1.2 отмечает, что устройства для подачи специальных световых и звуковых сигналов должны быть сертифицированы согласно правилам и процедурам, утвержденным Госстандартом России. Таким образом, если применяемое устройство является не сертифицированным, оно не может именоваться «специальный звуковой сигнал» и относиться к этой категории. Как и в случае со световыми сигналами, который мы уже разобрали, купленные на авторынке или даже в магазине устройства, как правило, сертификата не имеют, а если и имеют, то перед ГИБДД и судом в форме ходатайства должна быть поставлена задача – установить наличие или отсутствие сертификата.
Согласно п.п. 6.3.1, специальный звуковой сигнал должен иметь изменяющуюся основную частоту. Изменения основной частоты должны быть от 150 до 2000 Гц. Соответственно, сигналы с изменениями основной частоты от 50 до 149 Гц также не могут считаться специальными устройствами для подачи звуковых сигналов. Если имеется паспорт на устройство – предъявите его в суде. Паспорт устройства не признается доказательством – требуйте проведения экспертизы. Это право закреплено в КоАП.
6.3.2 Продолжительность цикла изменения основной частоты специального звукового сигнала – от 0,5 до 6,0 секунд. Понятно, что сигнал, звучащий более 6 секунд, однозначно будет восприниматься как непрерывный сигнал, как, например, сигнал автомобиля.
6.3.3 Уровень звукового давления сигнального устройства при подаче специального звукового сигнала не должен быть ниже:
116 дБ(А) – при установке излучателя звука на крыше транспортного средства;
122 дБ(А) – при установке излучателя звука в подкапотное пространство.
Исследуя требования, еще раз приходим к выводу, что все указанные выше характеристики способен определить только эксперт. Судья или инспектор утверждают, что и так все понятно и для очевидных вещей не нужен никакой эксперт – вступайте в спор. Приведите, например, выдержку из примечания, в которой указывается, что уровень звукового давления специального звукового сигнала измеряют на расстоянии 2 м от излучателя звука по оси, перпендикулярной к плоскости его выходного отверстия. Что на это ответит судья или инспектор?
Сделаем предварительный вывод. Основными критериями оценки звукового сигнала являются параметры тона и громкость звука. Спецсигналом , согласно характеристикам, будет считается сигнал, меняющий свою тональность с определенной частотой, а звуковой сигнал акустической установки, особенно будучи однотональным и не меняющий свою частоту, как сигнал сирены, не признается спецсигналом .
Согласно ГОСТ Р 41.28-99 «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения звуковых сигнальных приборов и автомобилей в отношении их звуковой сигнализации», звуковой сигнальный прибор, который может быть установлен на гражданский автомобиль, должен издавать непрерывный и монотонный звук с уровнем акустического давления не более 118 дБ. Устанавливаем максимальный уровень звукового давления вашего акустического устройства, в том числе и по паспорту данного устройства. Если уровень менее указанного параметра – любые претензии становятся необоснованными.