Дизельные двигатели более теплонапряженны, работают на более бедных горючих смесях, а смесеобразование и сгорание у них происходит в сотни раз быстрее. Поэтому у дизелей труднее обеспечить полное сгорание топлива, и в продуктах сгорания всегда содержится большое количество частиц сажи. Из-за большого давления в камере сгорания прорыв газов в картер и, соответственно, окисление масла в дизеле существенно выше. Значит, ускоряется процесс, называемый старением масла.
Обычно моторные масла, предназначенные для дизелей, требуют несколько ины присадок, чем для бензиновых двигателей.
Так, из-за неполноты сгорания топлива увеличено количество диспергирующих и моющих присадок. Первые поддерживают частицы сажи во взвешенном состоянии, вторые снижают нагарообразование в цилиндрах и в газораспределительном механизме. Поскольку дизельное топливо содержит большое количество серы, то для увеличения стойкости масла против окисления в него вводят больше противоокислительных и щелочных присадок.
В легковых дизелях без наддува не следует применять масла классом ниже CD по API или В1 по АСЕА, а в турбодизелях ниже СЕ или В2.