В феврале прошлого года (24.02.2010) 53-летний президент корпорации "Тойота" господин Акидо Тойода (Akio Toyoda) плакал в Конгрессе США, принося свои извинения за прилипшую к полу педаль газа, и обещал сделать все, что в его силах, дабы подобная трагедия больше никогда не повторилась. И отозвал по миру 8.5 миллионов машин со своей фамилией на багажнике, не считая "Лексусов".
Но конгрессмены вцепились в него крепче обычного и попутно поставили под сомнение все, что сделано в Японии, заметив, что в Америке за грянувшее разочарование нации полагается платить. Итог затеи: продажи автомобилей марок "Тойота" и "Лексус" в США упали на 11%, а японцы кроме отзыва машин еще и заплатили правительству в общей сложности $48 млн. Отличная торговая контратака с блестящим материальным результатом! Можно аккуратно положить в общую копилку мести за Пёрл-Харбор.
Одно плохо. "Тойота" ни при чем. Летом Национальное агентство безопасности дорожного движения США (NHTSA) заявляло, что подвела не педаль, а человеческий фактор. Проще говоря, эти люди с таким же успехом убились бы на любой другой машине местного производства, что, судя по статистике, они неплохо делали и продолжают делать до сих пор без иностранной помощи.
Американские власти поступили мудро. "Тойоту" они аккуратно опустили, получили с нее деньги, после чего поручили инженерам Аэрокосмического агентства NASA, как самым умным, опытным и непредвзятым в стране, провести экспертизу. Работа кипела 10 месяцев - умы напрягались, опыты ставились, данные анализировались. Акции "Тойоты" падали.
И вот на календаре другой год. Собственному автопрому заметно полегчало. Итоги продаж дали родному GM второе место в абсолюте (8,39 млн машин), правда, все равно после "Тойоты", которая сделала на 30 000 машин больше. Но и всему рынку США так же стало проще, в стране было продано 11.6 миллионов машин, (второе место, но уже после Китая), в общем, можно попробовать и по-честному. И Департамент транспорта США, дрожа в руках докладом NASA, как раз через год после публичного омовения слезами Акидо Тойоды объявил о невиновности японской фирмы. "Причины проблем неконтролируемого разгона Тойот до высоких скоростей не заключаются в электронике", - рассказал глава Департамента транспорта США Рэй Лахуда.
"Мы надеемся, что это важное исследование поможет опровергнуть предположения о неисправностях электронной системы управления дроссельной заслонкой Toyota, – говорится в заявлении директора по качеству североамериканского подразделения Toyota Стива Сант-Анджело. – Мы считаем, что этот строгий научный анализ, проведенный одними из самых выдающихся инженеров США, должен укрепить уверенность в безопасности автомобилей Toyota и Lexus".
После объявления результатов исследования NASA акции Toyota на токийской бирже выросли на 4,6%. Теперь для "Тойоты" вполне логичная задача - отомстить за пролитые слезы: продажами, прибылью, первым местом над телом GM.