Пожизненное лишение свободы для нетрезвых водителей, спровоцировавших ДТП с человеческими жертвами, которое предлагает ввести депутат-единоросс Шамсаил Саралиев, является неадекватным по тяжести наказанием и не будет способствовать улучшению ситуации с безопасностью на дорогах, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Депутат-единоросс Шамсаил Саралиев сообщил в понедельник, что намерен в течение месяца подготовить и внести в Госдуму поправки в Уголовный кодекс РФ, которые ужесточают наказание для водителей, севших пьяными за руль. В частности, Саралиев предлагает ввести норму, которая бы устанавливала пожизненное заключение для пьяных водителей, совершивших ДТП с несколькими человеческими жертвами. При этом он отметил, что в данном случае пьяных за рулем можно приравнять к террористам.
О необходимости ужесточить наказание для водителей, которые в нетрезвом состоянии управляют автомобилем, вновь заговорили после крупного ДТП в Москве на Минской улице. Водитель иномарки не справился с управлением, совершил наезд на автобусную остановку, в результате погибло семь человек.
По мнению координатора Ассоциации владельцев авто— мототранспорта, юриста Юрия Шулипы, мера с пожизненным лишением свободы, предложенная депутатом, «абсолютно антигуманна и не соответствует целям и задачам уголовного законодательства».
«В Уголовном кодексе существует две формы вины: умысел и неосторожность. Преступление, которое происходит вследствие дорожно-транспортных происшествий, совершается водителями по неосторожности. А поскольку это так, то, соответственно, и наказание за него, сроки, санкции — они значительно мягче, нежели за преступления, совершаемые с умыслом. Данная инициатива абсолютно не соответствует ни международному опыту, ни целям и задачам уголовного законодательства», — сказал Шулипа РИА Новости.
Координатор Общества «Синие ведерки» (ОСВ) Петр Шкуматов обращает внимание на то, что человек в пьяном состоянии принимает решения, не руководствуясь логикой, и его уже не остановят никакие изменения в сроках лишения свободы.
«Можно хоть расстреливать этих водителей, можно их четвертовать, колесовать, можно их убивать жестокими методами. Но дело в том, что это жизнь и психология человека: когда человек садится пьяным за руль, он находится в измененном состоянии сознания… Такая мера ничего не даст», — заявил Шкуматов РИА Новости.
«То, что предлагает депутат, — это эмоционально, это очень „прикольно“ звучит в средствах массовой информации, но как системный подход, как механизм, который будет решать эту проблему, это не сработает», — считает он.
По словам Шкуматова, важна не тяжесть наказания, а его неотвратимость. «А у нас сейчас как происходит: человек попадает пьяным, его лишают водительского удостоверения, а он продолжает ездить, откупаясь от гаишников», — говорит собеседник агентства.
Вместе с тем Шкуматов призвал депутатов вспомнить о советском опыте, когда существовали различные степени опьянения — легкая, средняя и тяжелая. По мнению эксперта, если человек садится за руль в состоянии тяжелой степени опьянения, это должно быть дополнительным отягчающим обстоятельством при совершении им ДТП.
«У нас число людей, которые ездят пьяные за рулем, в последнее время неуклонно увеличивается. Потому что этим людям, когда у нас ввели ноль промилле, уже нечего терять: он выпил рюмку — и понимает, что хоть он одну рюмку выпьет, хоть пять рюмок, хоть бутылку водки — это будет одно и то же наказание. И он начинает уже пьянствовать по полной программе», — сказал Шкуматов.
В настоящее время нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, совершенное в состоянии алкогольного опьянения и повлекшее за собой смерть человека, наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением водительских прав до трех лет. Если по вине нетрезвого водителя погибли два человека и более, то автомобилист может быть приговорен к лишению свободы до девяти лет, также с лишением водительских прав до трех лет, либо к принудительным работам на срок до пяти лет с лишением права управлять транспортным средством на тот же срок.