Ну что ж, новый день, новые силы, новый рассказ.
Сегодня рассказ пойдет об оборонительных сооружениях Кёнигсберга. Изначально Кёнигсберг был основан как замок и был городом-крепостью до конца Второй мировой войны. Кёнигсберг образовался при объединении трех городов: Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт, каждый из которых, в свою очередь, был окружен своей стеною.
Следующий пояс укреплений построен в 1626—1634 годах, окружая Кёнигсберг со всеми общинами в окружности двух миль. Укрепление города было дополнено в 1657 году сооружением крепости Фридрихсбург, на речном входе в Кёнигсберг со стороны моря. Приехав в Кёнигсберг в первый раз с Великим посольством, молодой Пётр I активно брал на заметку немецкие военно-градостроительные решения. В частности, по примеру расположения перед речным входом в город крепости Фридрихсбург, впоследствии Пётр I заложил Кронштадт перед новой российской столицей.
Второй вальный обвод города утратил военное значение и был продан городу военным ведомством в начале XX века. Часть сооружений обвода была срыта для обеспечения развития города. Однако значительная часть сооружений Второго вального обвода сохранилась до сих пор. Прежде всего это семь городских ворот, оборонительная казарма «Кронпринц», оборонительные башни «Врангель» и «Дона» (располагаются на юго-востоке и юго-западе Верхнего озера), Астрономический бастион и несколько менее значительных сооружений.
Башня Дона.
Башня Врангель.
Кёнигсберг как крепость все века строился и перестраивался, и финалом этих перманентных перестроек стала мощная кольцевая система городских фортов, возведённых в XIX веке и блокирующих подступы к городу. Кольцо проходило на удалении около 5 километров от городских стен и состояло из 12 больших и 5 малых фортов. Поперечник кольца составлял около 13 километров, а протяжённость более 40. Расстояние между фортами — 2—4 километра, что обеспечивало зрительную и огневую связь фортов. Там, где по условиям местности это было невозможно, в промежутках между большими фортами были устроены малые (литерные) форты. Они были значительно меньше по размерам и вмещали гарнизон численностью до роты с несколькими пушками. Обычный же гарнизон форта составлял 200—300 солдат и 30-40 орудий.
Помещения фортов больших и малых были кирпичными со сводами толщиной не менее 1 метра. Слой земли над помещением предусматривался толщиной около 3 метров. Всем фортам были даны имена собственные в честь прославленных немецких полководцев и королей (наименования взяты с википедии, так как добуквенно их не помню):
Форты правого берега реки Прегель:
Форт № 1 — Штайн (Stein am Lauther Muhlenteich), прикрывал шоссейную дорогу Кёнигсберг-Инстербург.
Форт № 1a — Грёбен (Groeben).
Форт № 2 — Бронзарт (Bronsart bei Mandein), прикрывал шоссейную дорогу Кёнигсберг-Тильзит.
Форт № 2a — Барнеков (Barnekow).
Форт № 3 — Король Фридрих-Вильгельм I (Friedrich Wilhelm I), прикрывал железнодорожные линии на Тильзит и Кранц, шоссейную дорогу на Кранц.
Форт № 4 — Гнайзенау (Gneisenau), прикрывал открытую местность.
Форт № 5 — Король Фридрих-Вильгельм III (Friedrich Wilhelm III), прикрывал шоссейную дорогу на Пиллау.
Форт № 5a — Лендорф (Lehndorf).
Форт № 6 — Королева Луиза (Konigin Luise bei Juditten), прикрывал железную и шоссейные дороги на Пиллау.
Форт № 7 — Герцог фон Хольштайн (Herzog von Holstein), прикрывал Кёнигсбергский канал и реку Прегель с запада.
Форты левого берега реки Прегель:
Форт № 8 — Король Фридрих-Вильгельм IV (Konig Friedrich Wilhelm IV), прикрывал железную и шоссейные дороги на Эльблонг.
Форт № 9 — Донна (Donna), прикрывал шоссейную дорогу на Пинтен.
Форт № 10 — Канитц (Koniz), прикрывал шоссейную дорогу на Цинтен и Домнау и железную дорогу на Домнау.
Форт № 11 — Дёнхоф (Donhoff bei Seligenfeld), прикрывал железную дорогу на Инстербург.
Форт № 12 — Ойленбург (Eulenburg bei Neuendorf), прикрывал шоссейную и железную дорогу на Инстербург.
Кроме них были построены форты № 7 и № 7b, которые не имели своих названий и были упразднены вскоре после создания, ныне номер VII носит форт, изначально называвшийся 7a.
Однако кольцевая система фортов, расположенных на подступах к городу, сохранилась в целостности, и сыграла свою роль при взятии Кёнигсберга Красной Армией. Из того, что сказано выше о кёнигсбергских фортах, не значит, что штурм Кёнигсберга в апрельские дни 1945-го был лёгким. Достаточно сказать, что
Кёнигсберг — единственный город, не являющийся столицей государства, за взятие которого была учреждена медаль.
Несмотря на свой почтенный возраст, в 1945 году форты всё ещё оставались «крепким орешком». Они были слишком маленькой целью для бомбардировочной авиации; в то же время полевая артиллерия была не в состоянии пробить толстые стены фортов. Специально для штурма фортов под Кёнигсберг были направлены восемь отдельных дивизионов артиллерии особо большой мощности. О размерах этих орудий говорит хотя бы то, что для их выдвижения на боевые позиции была построена специальная узкоколейная железная дорога. Но даже для таких «мастодонтов» разрушение фортов оказалось трудной задачей. Например, форт № 10 получил 172 прямых попадания 305-миллиметровых снарядов, но только два попадания привели к сквозным пробоинам.
С окончанием Второй мировой войны форты долгое время стояли по большей части бесхозными, но под охраной, как имеющие военное значение. Форты внешнего обводного кольца использовались министерством обороны под склады.
Вот примерный облик фортов, какими они предстали перед моими глазами. Такой ров окружал каждый форт.
Центральный въезд в форт.
Такие коридоры есть в каждом форте и их большое количество. Обычно в конце они заканчиваются или водой (тоннель начинает углубляться и его затапливают подземные воды), или завалены (в следствии разрушений).
Выход ко рву, по зеленым кирпичам видно примерный уровень воды при немцах. Сейчас уровень воды упал и вода осталась только в углублениях. Но и в углублениях уровень метр - полтора.
Слева стена и ее верх идет на основном уровне земли (т. е. ров вырыт вниз и его не видно, пока не приблизишься). При попадании в воду, по людям открывался огонь из стены, т. е. в спину. Справа видно - начинается холм и деревья растут под углом. Это бункер. Раньше на склоне не было даже земли, а была уложена плитка (она и сейчас видна, если чуть ногой разгрести землю). Её клали для того, чтобы было труднее забраться. Мокрая одежда скользила по плитке.